В Мариинском театре состоялось концертное исполнение оперы «Джоконда»
В Концертном зале Мариинского театра состоялось концертное исполнение оперы «Джоконда» Амилькаре Понкьелли под управлением Валерия Гергиева. В пестрой карнавальной картине ее мира нашлось где разгуляться и примадоннам с премьерами, и дирижеру, и даже злободневным идеям.
Фото ©Мариинский театр. Фотограф Михаил ВИЛЬЧУК. 2022 г.
К моменту создания оперы Понкьелли о легендарной Джоконде Леонардо да Винчи давно и хорошо знали, любили ее знаменитую улыбку. Каждый, кто сегодня впервые сталкивается с этой удивительной в своих художественных находках и ассоциациях оперой, сначала думает, что и она каким‑то образом связана с шедевром Леонардо. Но опера и картина, собирающая сотни тысяч поклонников со всего мира в Лувре, кроме имени не имеют ничего общего. Хотя уже имени достаточно для того, чтобы видеть в них пусть дальнее, но родство. Обе они — и оперная, и нарисованная дамы — итальянки.
Оперной Джокондой стала Тизбе, героиня драмы Виктора Гюго, властителя дум XIX века, у которого искали покровительства многие. В частности — молодые композиторы. Драма Гюго «Анджело, тиран Падуанский» стала основой либретто Арриго Бойто, только вместо Падуи в нем появилась Венеция как потенциально более оперное место действия. И имя свое либреттист спрятал под маской: переставив буквы, он составил анаграмму Тобио Горрио. Ломбардиец Амилькаре Понкьелли вложил в свой очередной оперный опус столько стараний, что обеспечил ему с момента премьеры в последней трети XIX века высочайший слушательский рейтинг. Считается, что от «Джоконды» идут невидимые генетические нити и к сюжету «Тоски» с мотивом певицы-звезды, какой являются обе эти героини. И с мотивом злодея-воздыхателя, каким предстают Барнаба, доносчик инквизиции, и Скарпиа, начальник тайной полиции.
Неудивительно, что из множества других опер этого композитора свое время пережила именно эта, название которой освещено улыбкой Моны Лизы. Уже знакомясь с либретто «Джоконды» в ожидании начала спектакля, понимаешь, как много расхожих мотивов вплетено туда. Здесь и ситуация венецианского карнавала, навевающая воспоминания о «Бале-маскараде» Верди, и старая Чьека, слепая мать Джоконды, слывущая колдуньей, которая сразу вызывает в памяти старушку Азучену из «Трубадура», и колоритная поэтика морской темы, напоминающая о триумфе второй редакции «Симона Бокканегры» Верди, осуществленной в 1881 году в «Ла Скала». А ария главной героини «Самоубийство» не оставляет сомнений в источнике вдохновения — последней арии королевы Елизаветы из «Дона Карлоса» Верди.
В этом либретто есть то, что способно захватить зрителя, держа его в постоянном напряжении до финала, но это же свойство требует недюжинной выносливости, чтобы суметь связать концы одной сюжетной линии с началами другой. Плотность событий на каждую картину в четырех действиях слишком велика, чтобы не запутать слушателей и не утомить. В качестве доказательства можно брать любой фрагмент либретто, хотя бы из начала третьего акта под названием «Золотой дом». Герцог Альвизе решил предать смерти изменницу Лауру. Он велит привести жену. Когда она приходит, герцог указывает ей на гроб, стоящий в соседней комнате, и дает сосуд с ядом. Лаура должна осушить его, как только умолкнет звучащая под окном серенада. Когда Альвизе уходит, в комнате появляется Джоконда. Она принесла Лауре сильнодействующее снотворное вместо яда. Лаура удаляется в соседнюю комнату, а Джоконда выливает отраву. Вошедший герцог замечает пустой сосуд, затем видит тело жены, лежащей в гробу. Считайте, уже мини-опера. И подобных эпизодов, перегружающих восприятие и отвлекающих от главного, в «Джоконде» несметное количество. В этом отражается блеск и нищета Венеции с ее сетью интриг, переодеваний, обманутых иллюзий. Пересказать их вкратце намного сложнее, чем знаменитый сюжет «Трубадура» Верди с его паутиной причинно-следственных связей.
Но так или иначе, в центре внимания — уличная певица, к которой пылает страстью шпион Барнаба. Сама Джоконда влюблена в генуэзского князя Энцо Гримальдо, разумеется, тенора. К Энцо неравнодушна и патрицианка Лаура, выданная замуж за нелюбимого Альвизе. Две соперницы при этом становятся лучшими подругами в стремлении помочь друг дружке всеми силами бежать к свободе. А если учесть, что и плотность музыкальных событий в партитуре чрезвычайно велика, то можно вообразить, с каким запасом душевных и телесных сил нужно идти на спектакль, который маэстро Валерий Гергиев собирается вводить в репертуар.
Понкьелли не стеснялся показать себя достойным учеником маэстро Верди, а потому одно из самых увлекательных занятий для музыкального критика и просто музыкально просвещенного слушателя во время прослушивания «Джоконды» было распознавать знакомые мелодии, ритмы, тембры и сюжетные ситуации, где‑то прежде встречавшиеся. Хорошо усвоенные уроки Верди чувствовались в ловкой инкрустации Понкьелли в партитуру «Джоконды» интонационно-структурных моделей любимых опер «Бал-маскарад», «Симон Бокканегра» и «Дон Карлос». Роскошное оркестровое и мелодическое письмо Понкьелли давало понять, какие вкусы и слушательские запросы царили тогда в мире оперы.
Выбор этого названия Валерием Гергиевым вновь доказал его любовь к развернутым полотнам, которыми в последние сезоны маэстро продолжает пополнять и без того громадный репертуар. Не удивило и то, с каким азартом были вовлечены в исполнительский процесс такие солисты, как Екатерина Семенчук, исполнявшая Лауру, партию пусть не самого первого плана, но драматургически очень важную. Ирина Чурилова (на снимке) покорила выносливостью и драматизмом в титульной партии. Идеально сел костюм Чьеки, матери Джоконды, на меццо-сопрано Злату Булычеву. Блистательный мужской блок солистов представили бас Станислав Трофимов (Альвизе, начальник государственной полиции), тенор Ахмед Агади (Энцо Гримальдо) и поразительный в своей баритоновой стати Владимир Мороз, которому досталась партия главного негодяя Барнабы. В финальной сцене после самоубийства Джоконды он разразился адским смехом умалишенного, дав понять, куда приводят непомерные амбиции, злоба, зависть и эгоизм.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 57 (7140) от 31.03.2022 под заголовком «Другая Джоконда».
Комментарии