В Мариинском театре прозвучал Реквием Верди в память о Марисе Янсонсе

Реквием Верди в исполнении солистов, хора и оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева был посвящен памяти выдающегося дирижера Мариса Янсонса в день его рождения.

В Мариинском театре прозвучал Реквием Верди в память о Марисе Янсонсе | © Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2021 г.

© Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2021 г.

Зал Новой сцены Мариинского театра был полон и мог быть еще полнее, если бы не дозволенный процент заполняемости. Что больше всего привлекло публику, сказать трудно. Среди солистов были сопрано Татьяна Сержан и меццо-сопрано Екатерина Семенчук. Сам Реквием Верди – эффектное сочинение, в котором больше броской светской оперности, чем религиозности. Но хочется думать, что среди пришедших в тот вечер были те, кто знал и помнил того, кому посвящался этот Реквием, – Мариса Янсонса.

Он был не только всемирной славы дирижер, выдающийся музыкант XX – XXI веков. Это была уникальная личность редких человеческих качеств, подлинный интеллигент, человек мира, обеспокоенный его судьбой, музыкант-мыслитель. Стремления его духа, к счастью, можно услышать в многочисленных записях, осуществленных маэстро с разными оркестрами, а в последние десятилетия с оркестрами Баварского радио и Концертгебау. В этих записях невозможно не услышать и его отношения к композиторскому тексту, в котором Янсонс не упускал ни одной мельчайшей детали во имя верности музыкальному замыслу. Он выступал верным слугой композитора. Среди них особое место занимали Бетховен, Малер, Брукнер, Рихард Штраус – вершины австро-немецкого симфонизма XIX – начала XX века. Времени не хватило на оперное наследие Вагнера, о котором маэстро Янсонс мечтал, но успел исполнить лишь симфонические номера из большинства его опер.

Наследие Верди в репертуаре Янсонса занимало не первые места, но его Реквиемом Марис Арвидович дирижировал неоднократно. Нет сомнений, что, займись он операми Верди, это были бы эталонные интерпретации с идеально выстроенными драматургическими пропорциями. Но с большим удовольствием Марис Янсонс выступал в роли слушателя опер Верди, отдаваясь на волю прекрасных вердиевских голосов.

Маэстро обожал красивые породистые голоса. Вот и в Реквиеме Верди приняла участие сопрано Татьяна Сержан, которой посчастливилось поработать с Янсонсом в Амстердаме во время концертных исполнений и записи «Пиковой дамы» Чайковского. Меццо-сопрано Екатерина Семенчук ни разу не выступала с Янсонсом, до нее просто не успела дойти очередь.

Марис Янсонс на фотопортрете, выставленном сбоку перед оркестром, слушал посвященный ему Реквием Верди. Валерий Гергиев играл для любимого коллеги как в последний раз. Этот Реквием в отличие от многих других жанровых прецедентов XIX века, скорее, не примиряет со случившимся, а возмущает, не дает согласиться, хотя и делает все попытки принять мысль о том, что человека на Земле больше нет. Он начинается почти потусторонним шепчущим Requiem, не случайно использованным Тарковским в своей «Ностальгии». Гергиев достигал максимально тихих звучностей, вызывая у слушателей ком в горле. В тот вечер в память о Янсонсе вкладывались все. Не было ни одного музыканта, кто не знал бы о том, кто такой был этот человек, ведь в Мариинском работают и его дочь Илона, концертмейстер, и внучка Анастасия – режиссер, ведущий спектакли. Марис старался бывать в Мариинском, когда приезжал в родной Петербург.

Уже на просительной молитве Kyrie eleison было слышно, как Верди словно бы просит вернуть ему потерянного друга. А cамая гневная, бунтарская часть Реквиема – Dies irae с ее свистом адских вихрей написана не столько для устрашения паствы перед днем Страшного суда, сколько для выражения крайней степени возмущения несправедливостью решений небесной канцелярии, отнимающей близких и любимых до срока. На таких контрастах примирения, попытки покориться и несогласия и выстроена взрывная драматургия этого сочинения.

Выбор солистов был идеален, все они воплощали не только высоту профессионализма, благородство вокальной породы и школы, но и силу личностей, высоту духа. Феноменальной красоты, интеллекта и технического совершенства голос Екатерины Семенчук напоминал о Янсонсе как человеке мира, славящем родной ему Петербург. Пронзительное лирическое сопрано Татьяны Сержан возвращало в памяти редкие душевные качества маэстро, всегда помнившего о своей любимой маме Ираиде Янсонс, оперной певице, благодаря которой он рос в оперном театре, спасавшей ребенка в оккупированной Риге. Светлые юношеские краски в голосе тенора Сергея Скороходова – от неугасающего ребенка и жадного до жизни подростка в душе Мариса. Крепкий, мудрый, решительный бас Святослава Трофимова – о мужественности и стойкости Янсонса, не раз побеждавшего смерть благодаря музыке.

Такой скорби на лице у маэстро Валерия Гергиева, с каким он выходил на поклоны, не припомню давно, в его глазах застыли слезы. Публика не могла закончить свои странные, не оглушающие, несколько ирреальные аплодисменты, которые неслись к небу – туда, откуда Марис Янсонс отныне и дирижирует.

#концерт #Мариинский театр #музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 6 (6844) от 18.01.2021 под заголовком «Реквием памяти маэстро».


Комментарии