В Мариинском театре прозвучал Реквием Верди в память о Марисе Янсонсе
Реквием Верди в исполнении солистов, хора и оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева был посвящен памяти выдающегося дирижера Мариса Янсонса в день его рождения.

© Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2021 г.
Зал Новой сцены Мариинского театра был полон и мог быть еще полнее, если бы не дозволенный процент заполняемости. Что больше всего привлекло публику, сказать трудно. Среди солистов были сопрано Татьяна Сержан и меццо-сопрано Екатерина Семенчук. Сам Реквием Верди – эффектное сочинение, в котором больше броской светской оперности, чем религиозности. Но хочется думать, что среди пришедших в тот вечер были те, кто знал и помнил того, кому посвящался этот Реквием, – Мариса Янсонса.
Он был не только всемирной славы дирижер, выдающийся музыкант XX – XXI веков. Это была уникальная личность редких человеческих качеств, подлинный интеллигент, человек мира, обеспокоенный его судьбой, музыкант-мыслитель. Стремления его духа, к счастью, можно услышать в многочисленных записях, осуществленных маэстро с разными оркестрами, а в последние десятилетия с оркестрами Баварского радио и Концертгебау. В этих записях невозможно не услышать и его отношения к композиторскому тексту, в котором Янсонс не упускал ни одной мельчайшей детали во имя верности музыкальному замыслу. Он выступал верным слугой композитора. Среди них особое место занимали Бетховен, Малер, Брукнер, Рихард Штраус – вершины австро-немецкого симфонизма XIX – начала XX века. Времени не хватило на оперное наследие Вагнера, о котором маэстро Янсонс мечтал, но успел исполнить лишь симфонические номера из большинства его опер.
Наследие Верди в репертуаре Янсонса занимало не первые места, но его Реквиемом Марис Арвидович дирижировал неоднократно. Нет сомнений, что, займись он операми Верди, это были бы эталонные интерпретации с идеально выстроенными драматургическими пропорциями. Но с большим удовольствием Марис Янсонс выступал в роли слушателя опер Верди, отдаваясь на волю прекрасных вердиевских голосов.
Маэстро обожал красивые породистые голоса. Вот и в Реквиеме Верди приняла участие сопрано Татьяна Сержан, которой посчастливилось поработать с Янсонсом в Амстердаме во время концертных исполнений и записи «Пиковой дамы» Чайковского. Меццо-сопрано Екатерина Семенчук ни разу не выступала с Янсонсом, до нее просто не успела дойти очередь.
Марис Янсонс на фотопортрете, выставленном сбоку перед оркестром, слушал посвященный ему Реквием Верди. Валерий Гергиев играл для любимого коллеги как в последний раз. Этот Реквием в отличие от многих других жанровых прецедентов XIX века, скорее, не примиряет со случившимся, а возмущает, не дает согласиться, хотя и делает все попытки принять мысль о том, что человека на Земле больше нет. Он начинается почти потусторонним шепчущим Requiem, не случайно использованным Тарковским в своей «Ностальгии». Гергиев достигал максимально тихих звучностей, вызывая у слушателей ком в горле. В тот вечер в память о Янсонсе вкладывались все. Не было ни одного музыканта, кто не знал бы о том, кто такой был этот человек, ведь в Мариинском работают и его дочь Илона, концертмейстер, и внучка Анастасия – режиссер, ведущий спектакли. Марис старался бывать в Мариинском, когда приезжал в родной Петербург.
Уже на просительной молитве Kyrie eleison было слышно, как Верди словно бы просит вернуть ему потерянного друга. А cамая гневная, бунтарская часть Реквиема – Dies irae с ее свистом адских вихрей написана не столько для устрашения паствы перед днем Страшного суда, сколько для выражения крайней степени возмущения несправедливостью решений небесной канцелярии, отнимающей близких и любимых до срока. На таких контрастах примирения, попытки покориться и несогласия и выстроена взрывная драматургия этого сочинения.
Выбор солистов был идеален, все они воплощали не только высоту профессионализма, благородство вокальной породы и школы, но и силу личностей, высоту духа. Феноменальной красоты, интеллекта и технического совершенства голос Екатерины Семенчук напоминал о Янсонсе как человеке мира, славящем родной ему Петербург. Пронзительное лирическое сопрано Татьяны Сержан возвращало в памяти редкие душевные качества маэстро, всегда помнившего о своей любимой маме Ираиде Янсонс, оперной певице, благодаря которой он рос в оперном театре, спасавшей ребенка в оккупированной Риге. Светлые юношеские краски в голосе тенора Сергея Скороходова – от неугасающего ребенка и жадного до жизни подростка в душе Мариса. Крепкий, мудрый, решительный бас Святослава Трофимова – о мужественности и стойкости Янсонса, не раз побеждавшего смерть благодаря музыке.
Такой скорби на лице у маэстро Валерия Гергиева, с каким он выходил на поклоны, не припомню давно, в его глазах застыли слезы. Публика не могла закончить свои странные, не оглушающие, несколько ирреальные аплодисменты, которые неслись к небу – туда, откуда Марис Янсонс отныне и дирижирует.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 6 (6844) от 18.01.2021 под заголовком «Реквием памяти маэстро».
Материалы рубрики
Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов выступили в Мариинском театре
Петербургская группа Little Big выпустила новый клип
В Петербурге отметят день рождения Астора Пьяццоллы
Олег Гаркуша: «Нам просто хотелось играть»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии