В Мариинском театре открылся фестиваль «Звезды белых ночей»

Тридцатый международный фестиваль «Звезды белых ночей» открылся в Мариинском театре балетом «Лебединое озеро» Петра Чайковского и оперой «Война и мир» Сергея Прокофьева. Валерий Гергиев был за пультом. Фестиваль продлится до 17 июля.

В Мариинском театре открылся фестиваль «Звезды белых ночей» | ФОТО © Мариинский театр. Фотограф Михаил ВИЛЬЧУК. 2022 г.

ФОТО © Мариинский театр. Фотограф Михаил ВИЛЬЧУК. 2022 г.

В этом году имя маэстро Гергиева не сойдет с фестивальной афиши с первого до последнего дня за редким исключением. В отличие от некоторых коллег, от которых Европа требовала решительных высказываний о международной ситуации, Гергиев промолчал, не выступил с официальными заявлениями. Но разве нужны какие‑то заявления, когда в его руках — музыка? Какая опера может быть более сильным высказыванием, чем «Война и мир» Прокофьева?

Оперу показали в предпоследней постановочной версии в режиссуре Андрея Кончаловского (последняя версия этой оперной эпопеи была осуществлена в Мариинском театре британским режиссером Грэмом Виком в 2014 году, но, к сожалению, недолго продержалась в репертуаре).

В спектакле Кончаловского тема мира и войны при всей мюзикловой «блестючей» гламурности сценического дизайна подана вполне космически, философически масштабно. Колонны парадных бальных залов здесь напоминают гигантские сталактиты, а паркет от картины к картине давал трещины, как будто реагируя на вулканические ­вибрации раздраженной планеты. Об этом, собственно, писал и Лев Толстой, ставя жизнь частную в зависимость от колебаний планеты, словно попадавшей в ка­кое‑то аномальное завихрение.

Часть оперы «Мир» прозвучала без особого энтузиазма и порыва, без надежд юности, без ярких красок и света — предсказуемо и устало. Зато часть «Война» призвала очнуться от полудремы, добавив жесту маэстро азарта, позволив поразмяться «силушке народной», дать хору развернуться во всю мощь. Хор, в особенности женский, звучал в тот вечер как‑то особо вдохновенно и страстно. Ужас «театра военных действий» с душераздирающими тембрами, рваными, ломающими гармонию ритмами, со сценой бреда смертельно раненного Андрея Болконского, с воем метели, сулящей смерть французам, Гергиев показал с присущим ему разгулом симфонических стихий.

На открытии «Звезд» маэстро Гергиев предложил публике познакомиться с новым поколением солистов, идущих на смену ­Нетребко и Семенчук. Тезка Нетребко Анна Денисова недобирала ее фирменной легкости, блеска и артистической свободы. Зная немалые возможности Денисовой, можно списать недостатки на малое количество репетиций, недоработку режиссера, отвечающего в театре за спектакль, и рассчитывать, что партия Наташи Ростовой благополучно «впоется», обретет должную раскрепощенность и независимость. Рядом с Анной Соня в исполнении Светланы Карповой и вовсе всего лишь аккуратно звучала, никак не проявилась в актерском плане.

Эпическая «Война и мир» тем и прекрасна, что дает возможность услышать сразу несколько поколений солистов, понять, насколько в этом театре-доме понимают друг друга отцы и дети. Так, в партии Ахросимовой вышла меццо-сопрано Елена Витман, ученица Ирины Богачевой, долгие годы украшавшей собой афишу этого спектакля. Безукоризненно от лица своего поколения выступил тенор Евгений Акимов в партии Пьера Безухова, а в партии его жены Элен эффектно смот­релась и слушалась Екатерина Сергеева, певица с осиной талией и отточенным звуком. Партия Андрея Болконского для баритона Владислава Куприянова показалась пока предназначенной тоже «на вырост», певец как будто существовал отдельно от нее, лишь в меру выразительно пропевал текст, не выдерживая сравнения с достижениями его предшественников Владимира Мороза и Алексея Маркова, покорявших глубоким постижением роли. Новым Анатолем Курагиным стал Александр Михайлов — умело рассчитавший свои исполнительские силы, он превосходно исполнил роль самовлюбленного мерзавца. Отрадно было наблюдать за мастерством баса Михаила ­Петренко в роли старого князя Болконского. Воспитанный на лучших традициях предшественников, Петренко за годы служения в Мариинском театре стал одним из ярчайших певцов-актеров.

«Звезды белых ночей» впервые за все годы своего существования пройдут без приглашенных зарубежных звезд, зато в отечественных солистах недостатка быть не должно. В ближайшие дни в программе фестиваля — оперы «Макбет» и «Дон Карлос» Верди. На сцену выйдут лучшие силы театра: заявлены Ильдар Абдразаков, Екатерина Семенчук, Роман Бурденко, Хибла Герзмава, Нажмиддин Мавлянов и другие звезды.


#фестиваль #Мариинский театр #тетар

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (7184) от 07.06.2022 под заголовком «Зажглись «Звезды белых ночей»».


Комментарии