В Кунсткамере открылась выставка о коренных народах Таймыра

Необычная выставка «Таймырское кочевье. Культура, искусство, мастерство» открылась в Кунсткамере. Впервые за последние десятилетия первый музей России показывает проект, который состоит из произведений, предоставленных Домом народного творчества.

В Кунсткамере открылась выставка о коренных народах Таймыра | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Произведения пяти художников отражают традиционные культуры двух малочисленных коренных народов Таймыра – долган и нганасан. Они созданы и хранятся в Дудинке – столице Таймырского Долгано-Ненецкого района, самого большого по площади муниципального образования в России. На просторах Крайнего Севера эти народы ведут традиционный кочевой образ жизни.

Как образно заметил Владимир Давыдов, куратор выставки, заместитель директора Кунсткамеры по научной работе, произведения таймырских художников созданы человеком и природой, она подсказывает выбор материалов. Традиционное искусство народов Таймыра живо и развивается, оно быстро адаптируется к современному художественному языку.

Любовь Попова, директор Таймырского дома народного творчества, рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям», что учреждение работает почти 60 лет, финансируется из бюджета Красноярского края, получает гранты. Это позволяет художникам использовать такие материалы, как бивень мамонта и рог оленя. В коллекции дома находятся и предметы XIX века, некоторые привезены в Петербург. Директор показывает изящную «гугарку», похожую на музыкальный инструмент. Это железный держатель вожжей, она крепилась на женском седле. Нащечную пластину из бивня мамонта нганасане крепили на голове оленя. Стуча по пластине шестом, возница управлял движением нарт.

Тундра2.jpg

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Долганский художник Борис Молчанов создавал свои картины на ровдуге (замша из оленьей кожи), отслужившей свое в качестве нюка – покрытия летнего чума. Кожа, десятилетиями впитывавшая в себя дым очагов, голоса людей, звуки бубна, древние легенды, в руках живописца превратилась в художественные холсты. Материалами для изображения «Жаркого лета» или «Осенней охоты» послужили стриженый олений мех и сухожильная нить.

Таймырские косторезы мастерски создают экспрессивные динамичные композиции. В «Богатом улове» нганасанина Алексея Чунанчара три рыбака с трудом удерживают огромную рыбину. Его же «Внезапная атака» показывает охоту морского животного на оленя. «Нерест» долганина Николая Киргизова – о легкой добыче тюленя. Композиция из бивня мамонта как бы выныривает... из куска дерева.

Выставку завершают рисунки Мотюмяку Турдагина, изображающие быт народа ня (самоназвание нганасан), кочующего по матери-тундре.

#выставка #кунсткамера #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (6784) от 14.10.2020 под заголовком «Кочующие по матери-тундре».


Комментарии