В Кунсткамере открылась экспозиция к 350‑летию Петра I

В Музее антропологии и этнографии открылась новая постоянная экспозиция. Событие приурочено к 350‑летию со дня рождения Петра I. Последние полгода календарь на сайте музея вел отсчет времени до запуска проекта «Петровская Кунсткамера, или Башня знаний».

В Кунсткамере открылась экспозиция к 350‑летию Петра I | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Экспозиция размещена на двух нижних этажах башни, которая венчает здание XVIII века — первого универсального публичного музея России, задуманного Петром как дворец науки.

Башня была главным элементом петровской Кунсткамеры, ее основанием, центром и ядром, — говорит директор музея Андрей Головнев. — По замыслу Петра, здесь должны быть все знания человека о мире — от астрономии до анатомии.

Астрономию символизирует знаменитый Готторпский глобус на пятом этаже башни. Новая экспозиция должна возродить в здании дух петровской Кунсткамеры.

Атмосфера того времени вернулась в парадный Круглый зал вместе с предметами из ранних коллекций. В центре воссоздан облик Анатомического театра. Можно присесть на деревянную скамью и на большом экране посмотреть видеоряд, представляющий универсальные знания петровского времени. При желании стоит заглянуть в «кабинет» доктора Фредерика Рюйша с экспонатами из его коллекции анатомических диковин. Их точно созерцал царь — основатель музея.

В светлом, с высокими сводами Круглом зале в витринах и старинных шкафах — предметы, имеющие отношение к Петру, от медицинских инструментов до механических игрушек. Он ими пользовался, держал в руках. Представлена деревянная чаша, им выточенная. За стеклом — устрашающего вида стоматологические инструменты, тут же шкафчик с зубами, которые Петр собственноручно удалил у своих подданных.

В «кабинете» императора на почетном месте медное ядро. Оно связано с Персидским походом 1722 – 1723 годов и с точки зрения Петра достойно храниться в музее. Рядом гипсовая посмертная маска императора, сделанная на третьи сутки после его смерти Бартоломео Растрелли в присутствии Екатерины I, Александра Меншикова и нескольких приближенных. Еще один раритет — посмертная гипсовая маска Карла XII. Их сохранилось всего две: одна — в Швеции, другая — в Кунсткамере.

Поражает воображение витрина, в которой выставлены портрет, скелет и сердце. Все это принадлежало одному очень высокому человеку. Путешествуя по Европе, Петр I встретил и нанял на службу француза по имени Николя Буржуа, рост которого превышал 226 сантиметров. После смерти великана его скелет поступил в Кунсткамеру.

В Круглом зале перед посетителями предстали экспонаты из ранних коллекций музея и в лицах — деятели зарождавшейся в XVIII веке российской науки, начиная с Петра. Галерею второго этажа башни наполнили предметы, собранные во время первых академических экспедиций и первых российских кругосветных путешествий.

Дизайнер проекта Денис Куканов рассказал, как создавался облик экспозиции. Два года ушло на разработку концепции, создание проекта. Задачей было сохранить баланс традиций и новизны. Искали долго, использовали 3D-модель башни.

Круглый зал и раньше не пустовал, но в галерее второго этажа не было ничего.

Надо было сделать экспозицию в коридоре меньше двух метров шириной и больше трех с половиной высотой. Это и стало основой для образного решения экспозиции, — рассказывает Куканов. — Кольцо коридора пополам делит дверь. Справа от входа — сухопутные экспедиции в Китай, Монголию, на Камчатку… Вторая половина — кругосветные путешествия Крузенштерна, Беллинсгаузена, других мореплавателей. Суша и море в одном узком пространстве. Суша обозначена элементами архитектуры стран, куда направлялись экспедиции. На морской половине мы попытались передать атмосферу корабля. Деревянные балки на потолке — намек на корабельные поперечные распорки, на которых лежит палуба. В то же время декоративные элементы скрывают встроенную систему управления экспозицией. Свет, звук, изображение управляются с единого центра, включаются автоматически. Нам надо было показать атмосферу экспедиций через ограниченное число предметов. В каждой нише своя история. На экранах показаны карты, маршруты экспедиций, другая информация.


#экспозиция #выставка #музей #кунсткамера #Петр I

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (7188) от 14.06.2022 под заголовком «Башня знаний в Кунсткамере».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?