В KGallery работает выставка «Рожденный революцией. Агитационный фарфор из частных собраний»

Знатоков русского искусства не должно вводить в заблуждение название проекта. Среди ста предметов показаны и произведения художников начала ХХ века, которые агитацией не занимались.

В KGallery работает выставка «Рожденный революцией. Агитационный фарфор из частных собраний» | ФОТО автора

ФОТО автора

Как объяснили организаторы выставки, приглашенные коллекционеры предложили расширить ее состав за счет других раритетов и грех было отказываться. Например, композиция «Похищение Европы», созданная по модели Валентина Серова, представлена в трех вариантах — в бисквите (неглазурованный фарфор), в белом глазурованном фарфоре и с росписью. Искусствоведы утверждают, что последний вариант существует в единственном экземпляре, он исполнен в 1930-е годы Еленой Данько, художницей, работавшей на Ленинградском фарфоровом заводе. Вещь прежде не выставлялась.

Агитационным фарфором принято называть посуду и статуэтки, которые создавались на национализированных фарфоровых заводах России в первые годы после Октябрьской революции и пропагандировали ценности новой советской власти. Например, тарелки украшали лозунгами «Царству рабочих и крестьян не будет конца», «Кто не работает, тот не ест» и им подобными.

Флагманом «агитации за счастье» был национализированный Императорский фарфоровый завод в Петрограде. Он стал называться Государственным (ГФЗ), а позднее Ленинградским (ЛФЗ). Там работали лучшие в стране скульпторы-фарфористы и художники, которые занимались росписью. Кроме того, на заводе были накоплены большие запасы фарфоровых заготовок, так называемого белья, что давало возможность быстро перейти на агитационные рельсы.

Своеобразным прологом к выставке стал эскиз блюда «Свадебное», созданный Кузьмой Петровым-Водкиным, русским художником начала ХХ века, сторонником неоклассицизма. Юная крестьянская пара изображена не под «старорежимным» венцом, а в окружении веселого хоровода девушек. И это тоже было агитацией за новую жизнь. Само блюдо хранится в Эрмитаже, недавно оно было показано там на выставке «Русский авангард. Искусство для нового мира».

Художник Сергей Чехонин с ­1918-го по 1927 год с небольшим перерывом заведовал художественной частью ГФЗ, он стоял у истоков агитационного фарфора. Его тарелки с серпом и молотом, лентами и гербом новой республики тогда агитировали, а сейчас удивляют изысканностью образных решений.

Фарфоровый бюст Карла Маркса создал в 1918 году Василий Кузнецов, который после революции продолжал заведовать скульптурным отделением завода. Бюст был заказан по плану монументальной пропаганды, разработанному Лениным и наркомом просвещения Луначарским. О гипсовых и деревянных памятниках революционерам, которые устанавливали на городских улицах и площадях, слышали многие, о настольном фарфоре известно гораздо меньше.

Основной раздел выставки посвящен творчеству художниц, сестер Наталии и Елены Данько, работавших на ИФЗ-ГФЗ-ЛФЗ. Полная серия Наталии Данько «Пляшущие бабы», состоящая из шести статуэток, а также «Пастушок, играющий на свирели» и «Парень, играющий на балалайке» показывают интерес художницы к русскому народному костюму. Они созданы перед революцией, а десятью годами позже появляется агитационная фарфоровая композиция «Строители», где изображены два рабочих-каменщика. Пожилого иногда ошибочно принимают за крестьянина, хотя в руке он держит кирпич. Редкими являются три небольших бюста Анны Ахматовой, созданных Наталией Данько в бисквите, в фарфоре с росписью и в бронзе.

Любопытна история миниатюрных фарфоровых плакеток, которые выполнила Елена Данько. Она изобразила мать, сестру и себя. Обе художницы были эвакуированы из осажденного Ленинграда, но скончались в эвакуации от последствий истощения. После Великой Отечественной войны Григорий Ефремов, главный инженер ЛФЗ, нашел плакетки в заводской мастерской Данько, долго хранил их, приложив распечатку текста стихотворения Елены Данько «Фарфоровый завод» 1920 года. Там есть такие строчки о кропотливом труде художниц: «Над белым блеском фарфора/Только месяцы в счет идут». Раздел дополнен редкими фотографиями сестер за работой и на отдыхе среди петергофских фонтанов.

Финальный раздел посвящен перекличкам фарфора с графикой и живописью. Эскиз росписи Марии Брянцевой «Конек-Горбунок» помещен рядом с фарфоровой статуэткой, расписанной Василием Кузнецовым. Модель одна, но женский «Конек», «серый в яблоках», — лиричнее, декоративнее, мужской белый конь — строже и монументальнее. Образ, найденный Михаилом Адамовичем в эскизе «Аллегорическая статуя Невы у Ростральной колонны», художник использовал в расписанной им тарелке «Вид на здание Адмиралтейства». Возможно, чтобы напомнить о том, что у Адмиралтейства до середины XIX века была своя статуя — аллегория Невы.

Советский художник Порфирий Крылов, входивший в трио карикатуристов Кукрыниксы, работал и самостоятельно. На его «Натюрморте с кустодиевской скульптурой» изображена фарфоровая «Плясунья». Модель этой статуэтки была создана в 1923 году Борисом Кустодиевым, фарфоровое изделие выпускалась на ЛФЗ в 1920 – 1930‑х годах. Рядом с картиной можно увидеть статуэтку и убедиться, что в данном случае карикатурист Крылов ничего не придумал и не преувеличил.


#выставка #художники #фарфор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 71 (7400) от 20.04.2023 под заголовком «Над белым блеском фарфора».


Комментарии