В KGallery открылась выставка «Юрий Анненков — Мирон Шерлинг — Борис Григорьев»

В KGallery открылась выставка «Юрий Анненков — Мирон Шерлинг — Борис Григорьев», объединившая двух известных художников и одного забытого фотографа. Более 60 произведений — картины, рисунки, фотографии и редкие книги предоставили музеи, библиотеки, частные коллекционеры из российских столиц. Некоторые публика увидит впервые.

В KGallery открылась выставка «Юрий Анненков — Мирон Шерлинг — Борис Григорьев» | Юрий Анненков. «Портрет Мирона Шерлинга», 1918 г. / ФОТО автора

Юрий Анненков. «Портрет Мирона Шерлинга», 1918 г. / ФОТО автора

Для художественного проекта такое количество работ считается небольшим. Да и временной отрезок, когда большинство из них были созданы, относительно короткий — с 1910‑го по 1935 год. Но выставка кажется огромной, потому что насыщена персонажами и событиями бурного начала ХХ века, на которое пришлось время наибольшей активности авторов.

Эпиграфом к знакомству с этой галереей лиц и типажей стали два портрета, изображающие Шерлинга. На обоих — франт в круглых очках с тонкой оправой, одетый в дорогой костюм. Портрет работы Григорьева 1916 года создан мастером неоклассицизма. Этому однажды выбранному направлению художник оставался верен всю жизнь — и в российском революционном лихолетье, и в благополучной для него эмиграции.

На портрете, выполненном в 1918 году Анненковым, легко считываются признаки русского авангарда. Одно из стекол очков нарочито затуманено, чтобы подчеркнуть внимательный взгляд другого глаза. Шерлинг — фотограф, он смотрит на мир через объектив фотокамеры. За его спиной кубистически громоздится Париж, тогдашний центр мирового искусства. Уехав из России, художник работал для театра и кино, но не забывал свои корни: участвовал в показах русского абстрактного искусства.

Логика нынешней выставки требовала фотопортретов Григорьева и Анненкова, сделанных Шерлингом. Увы, если таковые и были, то про них ничего не известно. О Шерлинге вообще мало что известно. Он приобрел популярность в начале ХХ века, создав галерею портретов Федора Шаляпина в разных ролях. Удостоиться персональной выставки в бюро Надежды Добычиной для фотографа того времени — редкая удача. В галерее представлены цифровые копии портретов пожилого, заслуженного Ильи Репина и Дмитрия Шостаковича, только начинавшего свою карьеру, живого классика Максима Горького и Исаака Бродского, претендующего на подобную роль.

Про сорок лет, прожитых Шерлингом в Москве после революции, источники умалчивают. То, что Анненков и Григорьев изобразили этого человека, может быть, случайность. Но она стала хорошим поводом соединить в одном выставочном проекте произведения двух художников, без которых трудно представить русское искусство начала ХХ века.

В их биографиях много общего. На одной из стен галереи воспроизведен вид кабаре «Привал комедиантов»: Григорьев участвовал в создании интерьера, Анненков работал там декоратором. Сын ссыльного народовольца, Анненков был исключен из университета за не­уплату, учился живописи у известного педагога Яна Ционглинского, оформлял Марсово поле к 1 мая 1918 года, преподавал в Петроградских свободных художественных мастерских. В 1920‑м был сценографом массового действа на Дворцовой площади «Взятие Зимнего дворца». Нарисовал и издал серию портретов лидеров большевиков. В эмиграции работал в театре и кино. Оформил первые спектакли по пьесам Эжена Ионеско.

На выставке показан эскиз костюма Амедео Модильяни для фильма «Монпарнас, 19». Кинокартина с Жераром Филипом в главной роли стала культовой. Это уже 1950 год. В бурные революционные годы Анненков нарисовал кубистический портрет композитора Артура Лурье, обложку к книге «Приказ Реввоенсовета Республики. К 5‑летию Красной Армии», иллюстрировал поэму Александра Блока «Двенадцать» и сказку Корнея Чуковского «Мойдодыр», создал конструктивистские эскизы к спектаклю «Газ» в БДТ, где местом действия стал завод.

Григорьев попробовал учиться коммерции, но быстро одумался, занимался в Строгановском училище и Академии художеств, рано начал выставляться. Перезнакомился со всем художественным Петербургом от Бурлюка и Хлебникова до Судейкина и Яковлева, оформлял спектакли, создал известную серию крестьянских портретов и сельских пейзажей «Рассея». Несколько картин и рисунков из нее можно увидеть на выставке. В 1918 году оформил Английскую набережную к первой годовщине Октябрьской революции. Преподавал в Свободных мастерских в Москве. Портреты пожилых дам остались лучшими в творчест­ве позднего Григорьева. «Женщина из Бург‑де-Бац» (1925) показана в финале выставки.


#выставка #картины #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (7314) от 08.12.2022 под заголовком «Костюм для Модильяни и мужчина в круглых очках».


Комментарии