В глубинку за высоким искусством. Какие открытия ждут нас в старорусской картинной галерее?

По опыту путешествий в российскую глубинку знаю, что порой в местных картинных галереях и художественных музеях можно найти работы, которыми гордились бы и в столицах. А еще «на местах» умеют ценить произведения не только именитых мастеров, но и своих земляков…

В глубинку за высоким искусством. Какие открытия ждут нас в старорусской картинной галерее? | Среди множества авторских макетов работ знаменитого скульптора Николая Томского легко узнаются знакомые с детства образы./ФОТО автора

Среди множества авторских макетов работ знаменитого скульптора Николая Томского легко узнаются знакомые с детства образы./ФОТО автора

Не только в столицах

Будучи даже в самом небольшом городке, не поленитесь побывать в местном музее — вполне возможно, что вас будут ждать приятные впечатления и новые открытия.

Как, например, в Феодосии. Казалось бы, невелик этот крымский городок — всего‑то немногим более 60 тысяч жителей. Однако, помимо знаковых достопримечательностей, здесь с десяток прелюбопытнейших музеев. Литературно-мемориальный Александра Грина. Веры Мухиной. Дом-музей Максимилиана Волошина. Музей подводной археологии. Дельтапланеризма. И, конечно, картинная галерея Айвазовского. Удивительно, но факт — в ее собрании больше 13 тысяч произведений живописи и графики, архивных и фотодокументов, мемориальных вещей и предметов декоративно-прикладного искусства. А одних только работ местного уроженца Ивана Айвазовского более четырехсот — это крупнейшая коллекция в мире. «Посетили всей семьей, специально сделали остановку в Феодосии, — делится впечатлениями одна из посетительниц. — Дети в восторге — гид понятно и интересно рассказала об экспонатах и картинах. Окна открыты, аромат юга, нежный теплый ветерок, антураж старинных особняков, усадеб и других строений — все это наполняет атмосферу города каким-то упоительным чувством».

А вятский Художественный музей имени Васнецовых? В обширной коллекции множество работ Коровина и Серова, Бенуа и Кустодиева, Кузнецова и Рериха. И, когда шагаешь по гулким залам этого музея, не перестаешь удивляться. Ведь здесь имеется отличное графическое собрание русского авангарда, которое включает в себя работы Клюна и Родченко, Степановой, Удальцовой и ряда других авторов. Рассматривая их произведения, вовсе не жалеешь, что оказался в нынешнем Кирове: уже ради посещения этого музея с его раритетами стоит приехать в этот город.

Открытия могут ждать и в безусловной глубинке. Например, собрание иконописи Кирилло-Белозерского музея-заповедника в Вологодской области по своему богатству и разнообразию не уступает московским и петербургским экспозициям. Одним из таких открытий стало для меня и посещение картинной галереи в Старой Руссе.

Искусство по‑домашнему

Когда промозглым декабрьским днем я переступил ее порог, надеялся просто провести время. Маленький город. Зима. Холод… Но вдруг как будто включилась машина времени и понесла меня из прошлого в настоящее. С остановками в особо интересные периоды.

«А хотите, я вам расскажу про Сварога? — смотрительница картинной галереи Старой Руссы, размещенной в старинном Спасо-Преображенском монастыре XII века, оказалась на редкость любезной и осведомленной. — Подождите, пожалуйста, пару минут — сейчас к вам подойду». И пока я ­рассматривал из окна расположенные совсем рядом собор Спаса, церковь Рождества и колокольню, она вернулась ко мне, единственному посетителю.

Благодаря этой любезной женщине я по‑настоящему и погрузился в судьбу и творчество уроженца Старой Руссы.

Сварог3_Се.jpg
Прогуливаясь по гулким и просторным помещениям бывшего монастыря, можно не торопясь рассматривать все детали живописных, акварельных и графических работ Василия Сварога./ФОТО автора

И узнал, как мальчик Вася Корочкин из семьи крестьянина и прачки, потерявший отца в два года, отправился развивать свой художественный талант в ­Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица только благодаря тому, что местная интеллигенция скинулась на его обучение. Что из Корочкина в Сварога он превратился после того, как на третьем курсе удачно нарисовал картину на тему «Бог небесного огня Сварог». Что одни из самых лучших работ художник написал, прекрасно работая углем, пастелью, графическим и цветными карандашами. В том числе и в жанре сатирической графики — в музее полно рисунков, которые в свое время публиковались в «Ниве», «Зрителе», «Волшебном фонаре» и т. д. И именно за серию рисунков к «Живому трупу» Льва Толстого получил Василий Сварог свою первую премию на конкурсе, организованном редакцией журнала «Солнце России». «Сварог был, безусловно, талантлив, — говорит смотрительница музея. — Ведь даже великий Илья Репин, увидев одну из его работ, воскликнул: «Какая смелость, какая стихийность манеры, какие богатыри у нас появляются!». Кстати, сейчас она хранится в музее-усадьбе «Пенаты».

Переходя от одной работы Сварога к другой, мы как будто раскручивали спираль его жизни. В музее множество произведений дореволюционного периода. И творчество 1920 – 1930‑х с его неизбежным официозом, включая «Групповой портрет участников Гражданской войны», «Шлюпочный поход жен командиров» и графический портрет Сергея Кирова. Но даже в картинах «Челябтракторстрой» или «Мужской портрет» (на нем изображен молодой моряк с ледокола «Пурга») у Сварога есть свой стиль. Всего же в собрании более 180 рисунков, акварелей и полотен живописца. Судя по названиям некоторых, и при советской власти Василий Сварог чувствовал себя вполне комфортно. «Гагры. Дом отдыха». «У источников. Ессентуки». «Художники на этюдах»…

Рассматривать его работы в сопровождении знатока одно удовольствие. Благодаря этому узнаешь, что Лариса Сварог, вторая жена художника, была для него любовью на всю жизнь и музой. А ведь он увел ее из другой семьи — их роман начался с написания портрета женщины.

Живописец был талантом и в музыке. В своем родном городе он выступал на сцене старорусской оперы и, в частности, исполнял роль Мефистофеля в «Фаусте» и Мельника в «Русалке». А как он играл на гитаре!

Сварог1_Се.jpg
Это одна из художественных ваз, подаренных старорусским землячеством./ФОТО автора

Увы, но художник, работы которого хранятся в Русском музее и Третьяковке, лично хорошо знакомый с Есениным и Грабарем, трагически погиб. Возвращаясь в Москву, на одном из вокзалов он переходил железнодорожные пути с чемоданами, споткнулся и упал, ударившись виском об рельс. И хотя тогда врачам удалось поправить его здоровье, к живописи он уже не возвращался. А надгробие на Новодевичьем кладбище, где похоронен Сварог, выполнил его ученик и земляк — известный скульптор-монументалист Николай Томский.

Земляки — землякам

Картинная галерея Старой Руссы хороша и тем, что в ней представлено множество произведений искусства, выполненных людьми, родившимися, жившими и до сих пор живущими в городке.

Работы скульптора Николая Томского, к примеру, представлены авторскими макетами памятников, созданных мастером. В их числе знакомый каждому ленинградцу монумент в память о Сергее Кирове на Крестовском острове. Или памятник Николаю ­Гоголю в ­Москве на Гоголевском же ­бульваре. А помните октябрятский значок? Оказывается, именно Томский создал бюст юного Володи Ульянова, образ которого запечатлен на значке. ­Интересны и детали… К примеру, в музее хранится договор, согласно которому за 15 тысяч рублей (в ценах 1954 года) скульп­тор должен был изготовить бюст Ленина из белого мрамора для ЦК Народной партии Монголии. Любопытно то, что договор был заключен 20 июня, а скульптуру Ильича Томский брался представить уже к… 1 июля.

Однако не только творчеством Томского можно полюбоваться в этой «глубинной» галерее. Здесь хранятся, в частности, пейзажи Василия Ушакова, который учился у Петрова-Водкина и был хорошо знаком с Борисом Кустодиевым и Павлом Филоновым. На самом деле мало кто знает, что именно он, работая в Торговой палате, соз­дал логотип ленинградского Гостиного Двора. А пейзажи Кузьмы Александрова, человека со сложной судьбой, неизменно вызывают восторг — настолько точно, почти фотографически, они выполнены.

Но меня в этом разделе музея особенно заинтересовали картины местного художника Николая Локотькова. Прежде всего цикл работ военной тематики. «Пропал без вести». «Май 1945‑го»… Они абсолютно лаконичны и, на первый взгляд, просты до примитивизма. Но почему‑то берут за душу больше, чем многие другие сложные и многоплановые…

Здесь же представлены и произведения других уроженцев Старой Руссы. Так, сейчас там проходит выставка «Художник детства», где представлены работы Теодора Певзнера, который активно сотрудничал с детскими журналами «Еж», «Чиж» и «Костер». А также акварели члена Союза художников России Галины Кижапкиной — посетители увидят пейзажные зарисовки бывшего дворянского имения Семеново, места, связанного с детством великого русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Рахманинова.

«Всю жизнь прожила в Питере, но много путешествовала по миру и бывала во всемирно известных галереях. Но самый большой трепет испытываю в таких небольших, уютных и малолюдных музеях, — написала в отзывах одна из посетительниц. — Есть в них шарм, нетороп­ливость и возможность подолгу рассматривать каждую картину. Здесь уютно, спокойно и много интересных полотен, которые широко не известны».

Остается только согласиться с этими словами. И посоветовать: будете в Старой Руссе — обязательно побывайте в ее картинной галерее и других музеях. Поверьте, не пожалеете.


#искусство #музеи #картины

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 29 (7358) от 16.02.2023 под заголовком «В глубинку за высоким искусством».


Комментарии