В Главном штабе показали танцевальный спектакль «Бумажный человек»

В Главном штабе состоялся специальный показ танцевального спектакля «Бумажный человек» Павла Глухова. Это первое совместное мероприятие Государственного Эрмитажа и международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva.

В Главном штабе показали танцевальный спектакль «Бумажный человек»  | ФОТО Ирины ТУМИНЕНЕ предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО Ирины ТУМИНЕНЕ предоставлено пресс-службой фестиваля

IX международный фестиваль современной хореографии, основанный Дианой Вишневой, стартовал в конце августа и, по традиции последних лет, охватил площадки Москвы и Петербурга. Сохраняя главные принципы художественной политики (презентация многообразия форм, стилей, техник зарубежного танцевального искусства и поддержка перспективных российских авторов), Context меняется и обогащается новыми событиями.

В этом году вместо конкурса молодых хореографов заявлен вечер современной отечественной хореографии, участниками которого станут финалисты и лауреаты прошлых лет Эрнест Нургали, Анна Щеклеина и Ольга Лабовкина: каждый представит постановку, созданную специально для фестиваля. «Мы хотим помочь нашим выпускникам прошлых лет в реализации их новых замыслов. Им есть что сказать, они сильно выросли за это время и стали самостоятельными художниками, работающими с крупными российскими театрами. В будущем по тому, какой след они оставят, станут судить о поколении отечественного танца XXI века. И мы хотим показать результаты этого роста сейчас», – отмечает Диана Вишнева.

Среди выпускников Context,а и москвич Павел Глухов, чей «Бумажный человек» был показан в рамках российской программы фестиваля. Воспитанник мастерской народного артиста СССР Михаила Лавровского (балетмейстерский факультет ГИТИСа), лауреат российских и зарубежных конкурсов, педагог, танцовщик, Глухов является одним из самых востребованных молодых хореографов. Его постановки включены в репертуар ведущих танцкомпаний страны – Театра-студии современной хореографии, «Балета Москва», танцевальной труппы Воронежского камерного театра и других. «Бумажный человек» – философский моноспектакль, название которого отсылает к истории антропогенеза. Насколько далеко ушел современный человек от своего первобытного предка и так ли уж он преуспел в своем развитии? Этим вопросом постановщик задается вместе с исполнителем, соавтором хореографии спектакля Васко Насоновым.

Постановка открывается сценой рождения человека, который появляется из-под внушительных размеров груды мятой упаковочной бумаги. Ее шуршание становится частью звуковой партитуры спектакля (композитор Василий Пешков). Распластанное тело героя начинает сотрясаться от толчков, будто невидимая сила отрывает его от земли, побуждая выпрямиться в полный рост. В дальнейших эпизодах человек познает мир и себя: перенимает повадки животных, примеряет одежду и осваивает другие приметы цивилизации, неистово предается сексуальной страсти, возводит бумажный дом, вальсирует с тряпичной куклой-партнершей и расправляется с ней, когда та выходит из-под контроля. Торжества надежды на улучшение человечества в финале не происходит: герой снова скрывается под горой бумаги.

Гармонично сложенное, выразительное, ловкое тело артиста в отдельных эпизодах напоминало классические скульптуры, однако аполлоническая красота и ясность линий в следующее мгновение разрушались под натиском бьющей наотмашь энергии. Между этими крайними полюсами выстроена вся хореография спектакля. Звериная, неврастеничная пластика, яростные прыжки и падения всем телом сменялись тягучими, медитативно-сосредоточенными движениями.

Танцевальный рисунок строился на постоянной смене вертикали и горизонтали, а танец артиста рождал выразительный образ тела, отчаянно пытающегося обрести баланс. Вот герой встает в полный рост, но его корпус тут же опрокидывается назад, лишая равновесия. За устремленностью вверх нередко следует резкое падение или бег на четвереньках. Подобные приемы визуализируют извечный диалог и противоборство плотского, материального и духовного, возвышенного в природе человека, символизируют его неутолимую тягу к преодолению – гравитации быта, ординарности мышления, хаоса жизни.

На этом фестиваль не заканчивается. Впереди – Nafs («Эго») Нурбека Батуллы из Казани, научно-фантастическая Pasionaria испанской компании La Veronal, а также параллельная программа. Еще одно нововведение этого года – издание книг о современной хореографии. Первой станет монография Габриэль Кляйн «Танцтеатр Пины Бауш: искусство перевода», которая, по словам Дианы Вишневой, «описывает то, что, казалось бы, невозможно описать, – методы работы Пины Бауш».

#танцы #спектакль #Главный штаб #Эрмитаж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (7008) от 13.09.2021 под заголовком «Герой танцует в Главном штабе».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?