В Главном штабе открылась выставка «Сесил Битон и культ звезд»
В эти холодные и мрачные дни уходящего недоброго года нужно поднимать себе настроение любыми возможными способами. «Лекарством» назвал искусство директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Реверанс Сесилу Битону
Выставка «Сесил Битон и культ звезд», открывшаяся в Главном штабе (пускают строго по сеансам), встречает тебя с порога ослепительным сиянием. Словно прямиком из декабрьского сумрака зрители попали на праздничную вечеринку. Центром экспозиции дизайнеры московского бюро PSCulture сделали полукруглую стену из стекляруса. «Блеск преломляющихся граней призван оказать ошеломляющий эффект на зрителя, когда он входит в зал. Таков наш реверанс Битону как мастеру сценографии», – рассказали о своей работе дизайнеры в социальных сетях.
Источник вдохновения дизайнерского бюро – сделанный Битоном в тридцатые годы снимок «Мыльная пена», изображающий трех юных красоток (одна из них – его сестра Барбара), задрапированных в целлофан и окруженных воздушными шариками. У всех девушек – длинные бусы из стекляруса в стиле ар-деко. Бесконечные вечеринки, чарльстон и танго, авантюры и яркие романы – мир спешит радоваться в эпоху 1920 – 1930-х, ставшую короткой передышкой между двумя мировыми войнами. Все наши радости мимолетны – как воздушные шарики, мыльные пузыри, пена дней...
Корона
За занавесом – полукруглые объемы, покрашенные под мрамор цвета маренго и темного, словно припудренного, розового. Двигаясь вдоль этих полукружий, предстаешь в конце концов перед очами королевы Елизаветы II. Сесил Битон запечатлел ее незадолго до коронации на фоне декораций Вестминстерского аббатства, на троне и в короне. В этой властительнице полумира, наследнице многих поколений королей, которая словно излучает сияние, трудно узнать нынешнюю экстравагантную старушку в ярких пальто и причудливых шляпках, которую мы видим в СМИ и на телеэкране. У Битона она – сама величественность, не человек – символ власти, помазанница Божия.
Королева умеет быть благодарной. В 1972 году она произвела Сесила Битона в рыцари. Стоя на одном колене и склонив голову, он произнес, когда она коснулась его плеча мечом: «Хорошо, что не посмертно».
А вокруг этого снимка королевы, напоминающего парадные портреты английских живописцев XVIII века Джошуа Рейндольса и Томаса Гейнсборо, словно разворачивается сериал «Корона», столь популярный нынче, рассказывающий о жизни королевской семьи. Мы видим фотографию принцессы Маргарет – более красивой и дерзкой сестры королевы Елизаветы, похожей в роскошном платье от Кристиана Диора на темное пламя. И сухую, тощую, но безупречно элегантную Уоллис Симпсон в экстравагантном платье с лобстером от Эльзы Скиапарелли. Есть тут и знаменитый двойной портрет Уоллис и Эдуарда, герцога Виндзорского. И ради этой американки герцог отказался от трона? Уоллис была совсем некрасивой. Но Сесил Битон умел работать с моделями. Он нашел ракурс, при котором ее лицо смотрелось идеально. Почти.
Звезды
Сто снимков, отобранных куратором Дарьей Панайотти в архивах студии фотографа, журналов Vogue и Vanity Fair – и винтажных, сделанных при жизни Битона, и современных отпечатков, – представляют нам цвет культуры и искусства минувшего столетия. Кого тут только нет! Звезды моды – до невозможности красивый и аристократичный Юбер де Живанши в простом черном свитере, но похожий на божество. Постаревшая Габриэль Шанель в своей шляпке, искусственных жемчугах и твидовом костюме. Она по-прежнему элегантна, но красота ушла, а мизантропия и язвительность обострились, что сделало ее похожей чем-то на старуху Шапокляк. Ее отражения множатся в узких зеркалах на лестнице в знаменитом ателье на улице Камбон.
Звезды кино – Марлен Дитрих, Мэрилин Монро, обе Хепберн – и Кэтрин с такими острыми скулами, что о них можно порезаться, и Одри, запечатленная им во время съемок мюзикла «Моя прекрасная леди». За декорации и костюмы к фильму Битон получил «Оскар».
Важное место в его жизни занимала Грета Гарбо, запечатленная на выставленном снимке в профиль, запрокинув голову в вычурной шляпке. Битон был ею одержим в течение многих лет. «Она прекрасна, как северное сияние», – писал он о ней в своем дневнике.
Рок-музыканты, художники, поэты...
Сесил Битон отлично владел не только камерой, но и пером. От него осталась книга «Зеркало моды», не так давно изданная и в России. И 145 томов дневников, наконец-то открытых и опубликованных. Там досталось всем. Даже Гарбо, которую он боготворил. Мурашки по коже, когда читаешь, как он придирчиво рассматривал лицо стареющей дивы в свете яркого солнца, выискивая несовершенства. Про Монро написал, что в ней сосредоточено все, что ему не нравится. А слова о Элизабет Тейлор даже цитировать не буду... Английский денди и сноб, он считал Голливуд вульгарным.
Золотая молодежь
Ирония, сарказм, отчасти мизантропия (не отменяющая преклонения перед аристократами, к которым он не принадлежал по праву рождения), отраженные в дневниках, заставляют вспомнить о прозе английского писателя Ивлина Во, вместе с которым Битон учился в Харроу. Они друг друга недолюбливали, что не помешало Сесилу создать просто великолепный портрет Ивлина Во. Его лицо – умное, сильное, насмешливое, сильно выделяется среди персонажей выставки. Пожалуй, сравниться может только Шанель – умная, язвительная.
Взгляды обоих на блестящий мирок, где прожигала жизнь золотая молодежь, были различны. Битон обожал этот поддельный блеск, фальшивые улыбки и роскошные наряды. Ну а как относился ко всей этой ярмарке тщеславия Ивлин Во, мы знаем по его сатирической повести «Мерзкая плоть» (в начале 2000-х Стивен Фрай снял по ее мотивам «Золотую молодежь»). Возможно, что безжалостный и острый на язык Ивлин Во придал черты Битона образам светских репортеров в своих книгах, где показал драму человека, отчаянно стремившегося стать своим в доску у богачей и аристократов.
«Мы не сдадимся никогда»
Сесил Битон не был фотографом-репортером, как, скажем, его современники из агентства «Магнум», чьи снимки мы могли видеть после весеннего карантина в ЦВЗ «Манеж».
«Надо просто увидеть и нажать кнопку» – так отвечал Анри Картье-Брессон на вопрос о тайнах хорошего снимка. Этот рецепт не для Битона. «Своей основной задачей в портрете Битон называл «инсценирование апофеоза» – аранжировку эффектного появления персоны в светском обществе и на страницах глянцевой прессы», – рассказала на экскурсии по выставке ее куратор Дарья Панайотти. Все его снимки – постановочные, продуманные до мелочей. Они не столько отражают реальность, сколько алхимически преображают ее, превращая в сказку. А дурнушки, запечатленные его камерой, становятся красавицами.
Так происходит даже в его военной серии. Баловень судьбы, денди, эстет, Битон отправился на войну – не солдатом, а фотографом. Он был в гуще событий, повидал и пережил много страшного. Но снимал войну как эстет – продуманно, красиво, театрально. Разбомбленный Лондон представал у него романтическими руинами.
Один из самых знаменитых военных снимков Битона – портрет трехлетней Эйлин Данн в детском госпитале. Малышка с забинтованной головой сидит на больничной кровати, прижимая к груди мишку. Этот снимок попал на обложку влиятельного журнала Life.
Кстати, фото напоминает рисунок Андрея Харшака, запечатлевшего мальчика с перевязанной головой и рукой, – раненый ребенок стал одним из символов блокады.
Глядя на эти фотографии, понимаешь, почему Англия была единственной европейской страной, давшей отпор Гитлеру, а Черчилль в своей знаменитой речи сказал: «Мы не сдадимся никогда».
– Выставка о Сесиле Битоне развивает эрмитажный роман с фотографией, – сказал на виртуальном вернисаже Михаил Пиотровский, напомнив о предшествующих выставках двух звездных фотографов – Ирвина Пенна и Анни Лейбовиц. Наверное, можно причислить к ним и выставку американского фотографа Роберта Мэпплторпа, прошедшую в 2004 году. Сесил Битон служил не только и не столько культу звезд. Он был жрецом культа красоты. «Я хотел привнести красоту в этот мир, здесь ее осталось очень мало», – говорил он.
– В наше время пандемической нервозности и апокалиптической паники подход модного фотографа к реальности, подход, создающий из всего особую, им придуманную красоту, «выпрямляет» и успокаивает, – считает директор Эрмитажа.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (6829) от 17.12.2020 под заголовком «Лекарство от зимы и тревоги».
Комментарии