В Филармонии выступили меццо-сопрано Олеся Петрова и пианист Алексей Гориболь

Меццо-сопрано Олеся Петрова и пианист Алексей Гориболь выступили в Малом зале Филармонии с новой программой камерно-вокальной лирики Шумана и двух Чайковских — Петра Ильича и Александра Владимировича.

В Филармонии выступили меццо-сопрано Олеся Петрова и пианист Алексей Гориболь | ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0

ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0

В фокусе внимания Петровой и Гориболя оказалась судьба Женщины. Цикл Александра Чайковского, которым открывался концерт, называется «Из жизни петербургской актрисы». Гориболю прекрасно известно театральное закулисье, быт и нравы петербургских и московских певиц и актрис, а Олеся Петрова и сама является настоящей петербургской актрисой. Композитор Александр Чайковский посвятил свой цикл всемирно известной меццо-сопрано Ольге Бородиной, в расчете на нее выбирал музыкальные краски и жанровые маски, хотя певица так и не исполнила его.

Выбранная поэтическая основа — стихотворения Блока, Есенина, Ахмадулиной, Бродского и Зиновьева — не замыкается на петербургском местоположении. Не случайно композитор указал на место обитания героини своего цикла, задавшись целью создать некий обобщенный портрет, выявить «родовые признаки» эдакой особенной «петербургской штучки». Одним из определяющих выразительных средств стали жанровые «корсеты»: вальс в одном случае, джазово-блюзовые осенние тона — в другом, лирическая протяжная — в третьем, но всякий раз намеченные жанровые рамки ломаются, позволяя краскам смешиваться, обнаруживая неожиданные сближения и непредсказуемость истинной петербурженки. Каждый из семи романсов — поворот настроения, окружения, цвета, обстоятельств, декораций.

Олеся Петрова находила разные штрихи и краски, то уплотняя и укрупняя, то истончая и «акварелизируя» звук, который особенно пригодился в исполненном на бис «Белом романсе» на стихи Зиновьева. Так и композитор при создании цикла, судя по всему, метался между желанием воздвигнуть «нерукотворный памятник» и в то же время создать иллюзию интимного дневника. На строках припева «Между арок и колонн дует ветер канувших времен» джазовые гармонии дали яркие смешанные краски, обогатив романсовую исповедь пряностью и импровизационностью.

В цикле «Любовь и жизнь женщины» Шумана на стихи Гейне было интересно наблюдать стилистические метаморфозы за роялем. Фортепианный театр Алексея Гориболя восхищал эффектами смены языка и стиля. После широкого русского дыхания зазвучала иная артикуляция — отточенная, каллиграфически написанная немецким романтиком. Певица не избежала чар пианиста: на четырех романсах Петра Чайковского душа Олеси Петровой обрела особое отдохновение, оказавшись в звуковом пространстве, где знает каждый уютный уголок.

Пронзительно прозвучала на бис «Старуха» Леонида Десятникова на стихи Даниила Хармса: «Теперь тебе весь мир несносен, противен ход годов и дней. Беги, старуха, в рощу сосен…». Фигура бега времени, вращения небесных светил, любовно отыгранная Алексеем Гориболем, придала пению ореол магии барочного театра, способного (при большом желании) небезуспешно трансформировать реальность.


#филармония #музыка #концерт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (7191) от 17.06.2022 под заголовком «О любви и жизни женщины».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?