В Филармонии выступили меццо-сопрано Олеся Петрова и пианист Алексей Гориболь

Меццо-сопрано Олеся Петрова и пианист Алексей Гориболь выступили в Малом зале Филармонии с новой программой камерно-вокальной лирики Шумана и двух Чайковских — Петра Ильича и Александра Владимировича.

В Филармонии выступили меццо-сопрано Олеся Петрова и пианист Алексей Гориболь | ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0

ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0

В фокусе внимания Петровой и Гориболя оказалась судьба Женщины. Цикл Александра Чайковского, которым открывался концерт, называется «Из жизни петербургской актрисы». Гориболю прекрасно известно театральное закулисье, быт и нравы петербургских и московских певиц и актрис, а Олеся Петрова и сама является настоящей петербургской актрисой. Композитор Александр Чайковский посвятил свой цикл всемирно известной меццо-сопрано Ольге Бородиной, в расчете на нее выбирал музыкальные краски и жанровые маски, хотя певица так и не исполнила его.

Выбранная поэтическая основа — стихотворения Блока, Есенина, Ахмадулиной, Бродского и Зиновьева — не замыкается на петербургском местоположении. Не случайно композитор указал на место обитания героини своего цикла, задавшись целью создать некий обобщенный портрет, выявить «родовые признаки» эдакой особенной «петербургской штучки». Одним из определяющих выразительных средств стали жанровые «корсеты»: вальс в одном случае, джазово-блюзовые осенние тона — в другом, лирическая протяжная — в третьем, но всякий раз намеченные жанровые рамки ломаются, позволяя краскам смешиваться, обнаруживая неожиданные сближения и непредсказуемость истинной петербурженки. Каждый из семи романсов — поворот настроения, окружения, цвета, обстоятельств, декораций.

Олеся Петрова находила разные штрихи и краски, то уплотняя и укрупняя, то истончая и «акварелизируя» звук, который особенно пригодился в исполненном на бис «Белом романсе» на стихи Зиновьева. Так и композитор при создании цикла, судя по всему, метался между желанием воздвигнуть «нерукотворный памятник» и в то же время создать иллюзию интимного дневника. На строках припева «Между арок и колонн дует ветер канувших времен» джазовые гармонии дали яркие смешанные краски, обогатив романсовую исповедь пряностью и импровизационностью.

В цикле «Любовь и жизнь женщины» Шумана на стихи Гейне было интересно наблюдать стилистические метаморфозы за роялем. Фортепианный театр Алексея Гориболя восхищал эффектами смены языка и стиля. После широкого русского дыхания зазвучала иная артикуляция — отточенная, каллиграфически написанная немецким романтиком. Певица не избежала чар пианиста: на четырех романсах Петра Чайковского душа Олеси Петровой обрела особое отдохновение, оказавшись в звуковом пространстве, где знает каждый уютный уголок.

Пронзительно прозвучала на бис «Старуха» Леонида Десятникова на стихи Даниила Хармса: «Теперь тебе весь мир несносен, противен ход годов и дней. Беги, старуха, в рощу сосен…». Фигура бега времени, вращения небесных светил, любовно отыгранная Алексеем Гориболем, придала пению ореол магии барочного театра, способного (при большом желании) небезуспешно трансформировать реальность.


#филармония #музыка #концерт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (7191) от 17.06.2022 под заголовком «О любви и жизни женщины».


Комментарии