В Филармонии пройдет Фестиваль русской музыки XIX – XXI веков «Рахманинов и (не) его время»

С 27 марта по 2 апреля 2023 года в Большом зале Филармонии пройдет Фестиваль русской музыки XIX – XXI веков «Рахманинов и (не) его время» (6+), посвященный 150‑летию со дня рождения композитора.

В Филармонии пройдет Фестиваль русской музыки XIX – XXI веков «Рахманинов и (не) его время» | ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0

ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0

Название фестиваля отражает один из главных парадоксов творческой биографии композитора: рожденный в XIX столетии, впитавший и продолживший его великую романтическую традицию, Рахманинов остался верен ей до конца жизни. Несмотря на то что время вокруг него стремительно менялось, возникали новые направления в искусстве, на фоне которых музыка композитора казалась некоторым современникам консервативной, устаревшей.

Две взаимоотрицающие стилистические линии — романтическая, частью и олицетворением которой был Рахманинов, и в широком смысле авангардная, которой вся музыка композитора противоречила, — нашли отражение в программе фестиваля. При этом заявленные в его названии хронологические границы — с XIX по XXI век — подчеркивают вневременное, символическое значение музыки Рахманинова.

Этому сопоставлению будет посвящена программа московского ансамб­ля современной музыки «Русская музыка 2.0» (29 марта), объединившая сочинения лауреатов одноименной программы Aksenov Family Foundation, в числе которых — Алексей Сысоев, Дмитрий Бурцев, Антон Светличный, Олег Гудачев, Владимир Раннев, Марк Булошников.

Тему противопоставления Рахманинова современному ему авангарду раскроет программа Академического симфонического оркестра 2 апреля. Наряду с музыкой Рахманинова прозвучат сочинения Александра Мосолова, Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича, созданные в 1920‑е годы.

Откроется фестиваль 27 марта выступлением Большого симфонического оркестра имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева. В Петербурге они исполнят последнее сочинение Рахманинова — «Симфонические танцы». В программе концерта также сюита из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева в редакции Владимира Федосеева и Вариации на тему FEDOSEEF нашего современника Александра Чайковского.

В день рождения Рахманинова, 1 апреля, заслуженный коллектив России под управлением Александра Лазарева исполнит ранние сочинения композитора: Каприччио на цыганские темы, Первую симфонию и Первый фортепианный концерт. Солистом выступит Вадим Руденко. В 80‑ю годовщину смерти композитора, 28 марта, прозвучит кантата «Весна» (солист — баритон Иван Васильев), а также знаменитые Рапсодия на тему Паганини (солист — пианист Иван Рудин) и Третья симфония. На сцене — Академический симфонический оркестр под управлением Владимира Альтшулера, хор Санкт-Петербургской консерватории и Концертный хор Санкт-Петербургского государственного института культуры.

Духовной музыке Рахманинова и продолжению этой традиции в творчестве композиторов XX и XXI веков — Шнитке, Смирнова, Десятникова — будет посвящена программа Концертного хора Санкт-Петербурга и хора мальчиков хорового училища им. М. И. Глинки под управлением Владимира Беглецова (31 марта).

Фортепианному творчеству Рахманинова будет посвящен сольный концерт победителя «Классического евровидения» Ивана Бессонова в Большом зале 2 апреля, на котором также прозвучат сочинения Скрябина и Прокофьева.


#филармония #фестиваль #музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 52 (7381) от 24.03.2023 под заголовком «Неисправимый романтик».


Комментарии