В Филармонии пройдет Фестиваль русской музыки XIX – XXI веков «Рахманинов и (не) его время»
С 27 марта по 2 апреля 2023 года в Большом зале Филармонии пройдет Фестиваль русской музыки XIX – XXI веков «Рахманинов и (не) его время» (6+), посвященный 150‑летию со дня рождения композитора.

ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0
Название фестиваля отражает один из главных парадоксов творческой биографии композитора: рожденный в XIX столетии, впитавший и продолживший его великую романтическую традицию, Рахманинов остался верен ей до конца жизни. Несмотря на то что время вокруг него стремительно менялось, возникали новые направления в искусстве, на фоне которых музыка композитора казалась некоторым современникам консервативной, устаревшей.
Две взаимоотрицающие стилистические линии — романтическая, частью и олицетворением которой был Рахманинов, и в широком смысле авангардная, которой вся музыка композитора противоречила, — нашли отражение в программе фестиваля. При этом заявленные в его названии хронологические границы — с XIX по XXI век — подчеркивают вневременное, символическое значение музыки Рахманинова.
Этому сопоставлению будет посвящена программа московского ансамбля современной музыки «Русская музыка 2.0» (29 марта), объединившая сочинения лауреатов одноименной программы Aksenov Family Foundation, в числе которых — Алексей Сысоев, Дмитрий Бурцев, Антон Светличный, Олег Гудачев, Владимир Раннев, Марк Булошников.
Тему противопоставления Рахманинова современному ему авангарду раскроет программа Академического симфонического оркестра 2 апреля. Наряду с музыкой Рахманинова прозвучат сочинения Александра Мосолова, Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича, созданные в 1920‑е годы.
Откроется фестиваль 27 марта выступлением Большого симфонического оркестра имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева. В Петербурге они исполнят последнее сочинение Рахманинова — «Симфонические танцы». В программе концерта также сюита из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева в редакции Владимира Федосеева и Вариации на тему FEDOSEEF нашего современника Александра Чайковского.
В день рождения Рахманинова, 1 апреля, заслуженный коллектив России под управлением Александра Лазарева исполнит ранние сочинения композитора: Каприччио на цыганские темы, Первую симфонию и Первый фортепианный концерт. Солистом выступит Вадим Руденко. В 80‑ю годовщину смерти композитора, 28 марта, прозвучит кантата «Весна» (солист — баритон Иван Васильев), а также знаменитые Рапсодия на тему Паганини (солист — пианист Иван Рудин) и Третья симфония. На сцене — Академический симфонический оркестр под управлением Владимира Альтшулера, хор Санкт-Петербургской консерватории и Концертный хор Санкт-Петербургского государственного института культуры.
Духовной музыке Рахманинова и продолжению этой традиции в творчестве композиторов XX и XXI веков — Шнитке, Смирнова, Десятникова — будет посвящена программа Концертного хора Санкт-Петербурга и хора мальчиков хорового училища им. М. И. Глинки под управлением Владимира Беглецова (31 марта).
Фортепианному творчеству Рахманинова будет посвящен сольный концерт победителя «Классического евровидения» Ивана Бессонова в Большом зале 2 апреля, на котором также прозвучат сочинения Скрябина и Прокофьева.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 52 (7381) от 24.03.2023 под заголовком «Неисправимый романтик».
Материалы рубрики
В «Севкабеле» пройдет фестиваль «Пример интонации»
В Петербурге пройдет фестиваль «Музыкальный Олимп»
В ТЮЗе проходит Международный театральный фестиваль
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии