В Филармонии прошел мемориальный проект «Желтые звезды»

Мемориальный проект «Желтые звезды» к Международному дню памяти жертв холокоста прошел в Большом зале Филармонии. Музыка Баха, Хиндемита, Вайнберга и российская премьера Концерта для клезмерского кларнета с оркестром вновь учила не забывать об угрозе истребления человека человеком.

В Филармонии прошел мемориальный проект «Желтые звезды»  | ФОТО Стаса ЛЕВШИНА/предоставлено организаторами проекта

ФОТО Стаса ЛЕВШИНА/предоставлено организаторами проекта

Эта дата совпадает с Днем освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Совпадение заставляет еще раз задуматься о том, что позволяет себе человек, способный, с одной стороны, породить феномен музыки Баха, с другой — придумать адские способы массового уничтожения…

Концерт открыла прелюдия из Сюиты ре-минор Баха в исполнении виолончелиста Алексея Стадлера. За несколько лет существования проекта «Желтые звезды» в Большом зале Филармонии публика привыкла к тому, что слушать все происходящее надлежит с особым вниманием, стараясь не упустить ни одной детали ни в музыке, ни в художественном слове, без которого здесь обойтись невозможно. В этот раз за слово отвечала Елизавета Боярская, читавшая главы из «Треблинского ада» Василия Гроссмана. Актриса вместе с автором «Жизни и судьбы» перелистывала страницы очерка об одном из самых страшных лагерей смерти. Боярская читала, высекая каждое слово, как камень на плите воспоминаний. Актриса выбрала сухую, чеканную интонацию приговора, хотя в этой попытке отстраниться от читаемого, от которого кровь застывает в жилах, не могла не пробиваться эмоциональность.

Музыка сначала Баха, а потом Пауля Хиндемита, еще одного немца, написавшего ее задолго до Второй мировой войны, в 1922 году, звучит в концертных залах мира как доказательство высшего гуманизма, противостоящего вселенскому Злу. Его музыке пришлось выдержать при нацистском режиме обвинения в культурбольшевизме и принадлежности «дегенеративному искусству», а в 1934 году Геббельс назвал его в своей речи «атональным шумовиком». Алексей Стадлер играл эту музыку, явно вспоминая между нот Хиндемита о нотах его младшего современника Шостаковича, объединяя их во всемирное композиторское братство. Чистота, ясность и эмоционально-смысловая наполненность звука его виолончели давали возможность думать и размышлять после плотного текста Гроссмана.

Первая часть Сонаты op. 72 Мечислава Вайнберга, который написал ее уже после войны, вступала в эту музыкально-антропологическую беседу о полярных проявлениях человека, его стремлении к тишине, миру и любви. Наследием Вайнберга, который успел сбежать из оккупированной Польши в Советский Союз, где и прожил до 1996 года, в наши дни очень много занимаются на его первой родине, устраивая фестивали. В России в конце минувшего года вышел перевод книги о Вайнберге Дануты Гвиздалянки, предпринятый «Музыкальным обозрением». Проживший несколько в тени Шостаковича, Мечислав, или Моисей, Вайнберг (как он официально назывался в СССР) сегодня рассматривается как фигура яркая, самобытная, с глубоко индивидуальной музыкальной философией и стилистикой языка. Игра Алексея Стадлера покоряла способностью слышать мысль и душу композитора, умением вдумчиво и невероятно музыкально выстраивать композиционное целое.

Вторая часть концерта уступила слово одной музыке. В случае с вокальным циклом «Из еврейской народной поэзии» Шостаковича — музыке со словом. В Концерте для клезмерского кларнета с оркестром Влада Маргулиса было много веселья, что позволило развеять мрак первой части. А вместе с весельем в зал ворвалась и стихия жизни, буйства красок и интонаций, без которых не было бы многотысячелетней истории евреев. Кларнетист Илья Гиндин, подвижник клезмерской традиции, фокусировал в звуке ленинградскую интеллигентность высказывания, находя элегантный баланс между безудержной удалью и остротой национальной иронии.

Но завершить концерт было решено не веселым сочинением — вокальным циклом «Из еврейской народной поэзии», написанным в 1948 году. Согласно одной из биографических версий, Дмитрий Дмитриевич Шостакович купил в пристанционном киоске в Комарове сборник «Еврейские народные песни» и решил положить несколько песен на музыку. Автор вступительной статьи к этому сборнику Иехезкель Добрушин был арестован в 1949 году по делу Еврейского антифашистского комитета, под пытками не подписал ни одного протокола, после чего был отправлен на пять лет исправительно-трудовых лагерей. Он умер в 1953‑м в ссылке в Коми АССР.

В оркестровке самого композитора этот цикл в исполнении Академического симфонического оркестра Филармонии под управлением Анатолия Рыбалко обрел тембральные и фактурные краски, сверкающие многозначностью, подчеркивающие те смыслы, которые в версии для голоса и рояля звучат куда более сдержанно, хотя всякий раз — очень выразительно. Заболевшую сопрано Анастасию Калагину (на искусство артикуляции которой, безусловно, делалась ставка организаторов проекта) заменила Мария Баянкина. Ее плачущий тембр вошел в идеальный эмоциональный резонанс с тенором Дмитрием Воропаевым, тоже заменившим сошедшего с дистанции Сергея Семишкура. Вокальное трио дополняла Екатерина Сергеева, идеально выдерживавшая камерный тон своей вокальной речи. Здесь что ни песня, то горькая притча, то терпкая зарисовка с натуры, напоминающая о картинах Шагала. Мастер хирургически точного отбора стихов в свои циклы, Шостакович выстроил впечатляющий ряд из «Песни об умершем младенце», «Заботливой мамы и тети», «Колыбельной», «Перед долгой разлукой», «Предостережением» и другими произведениями цикла. Зал застыл, когда почти кликушески, на грани экспрессионистской истерики раздались заключительные слова финальной песни «Счастье»: «…Звезда горит, горит над нашей головой. Ой, ой, ой, ой, звезда горит над нашей головой. Ой».


#филармония #концерт #проект #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 17 (7100) от 01.02.2022 под заголовком «Желтые звезды на синем небе».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?