В Филармонии прошел концерт «Улыбки Михаила Серкова»
В июне исполняется год со дня смерти дирижера, вокалиста, аранжировщика, композитора Михаила Серкова. Накануне печальной годовщины в Малом зале Филармонии прошел концерт «Улыбки Михаила Серкова», в котором приняли участие два коллектива — созданный Михаилом ансамбль «РезонАнс» и камерный хор Lege Artis под управлением Бориса Абальяна.

ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0
Малый зал не смог вместить всех желающих, задолго до означенной даты на сайте Филармонии появилась плашка «Все билеты проданы». И в зале не было случайных людей. Михаил за долгие годы — не преподавания, нет, творчества — в Музыкальном колледже имени Римского-Корсакова воспитал сотни будущих дирижеров-хоровиков и подарил им незабываемую, наполненную счастьем совместного музицирования и исполнительским азартом юность.
Под обаяние улыбки и уникального музыкального и человеческого таланта Миши Серкова подпали не только его студенты или соученики, но несколько поколений «римкоровцев» и консерваторцев всех специальностей. Именно Миша в студенческие годы стал звездой знаменитых консерваторских капустников, традиция которых процветала и в родном училище. В середине 1990‑х эти капустники стали главным событием учебного года, а удачные песенки оттуда очевидцы вспоминают до сих пор. На одном из таких капустников родился вокальный секстет ReMake — из шуточной аранжировки новогоднего шлягера «В лесу родилась елочка» вырос целый неповторимый стиль этого ансамбля, унаследованный впоследствии «РезонАнсом». Музыкальная пародия превратилась благодаря ироничным аранжировкам Серкова в тончайшую игру голосов a cappella, юмор которой был понятен и посвященным, знающим мировую хоровую литературу назубок, и благодарной широкой публике. Не зря же одним из главных уроков, которым Миша учил своих ансамблистов, было то, что можно назвать его художественной позицией: «Мы здесь, чтобы дарить радость».
За академическую часть творчества Михаила отвечало его многолетнее сотрудничество с хором Lege Artis. В 2006 году он написал для этого коллектива вокальный цикл «Улыбки» на слова Евгения Евтушенко — серьезное многочастное музыкальное произведение. Именно им завершился памятный концерт, а дирижер Борис Абальян не мог сдержать слез, но и гордости за своего воспитанника, удостоенного такого горячего посмертного приема.
Впрочем, Михаил и при жизни неоднократно срывал овации как на сцене, так и в дружеском кругу. Его любили друзья и ученики, а особенно жена и коллега Рената — любила так, как в сказке, они даже ушли в один день.
Прекрасно, что остроумные, интеллигентные и высокохудожественные аранжировки Михаила Серкова разлетелись по всей стране и дарят радость слушателям. Миша подарил новую жизнь довольно скучному в отечественных реалиях жанру a cappella, который у нас ассоциируется прежде всего с духовной музыкой. Это на Западе были такие звезды жанра, как Swingle Singers или Chanticleer. Конечно, к ансамблям Михаила Серкова всемирная слава прийти не успела, они не стали коммерческими успешными группами, оставшись в лучшем смысле этого слова любительскими коллективами — коллективами любителей музыки. Но когда в Мариинском театре затеяли проводить ежегодный Марафон а капелла, первым, кого пригласили, был Михаил Серков и его ансамбли, один из которых назывался «Птенцы гнезда Серкова». Теперь это гнездо осиротело, но радость осталась — и улыбки Михаила Серкова тоже.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (7185) от 08.06.2022 под заголовком «Мы здесь, чтобы дарить радость».
Материалы рубрики
В Петербурге отметили день памяти Петроградских святых
В Петербурге почтили память погибших моряков «Курска»
Классик музыки. Исполняется 90 лет со дня рождения Сергея Слонимского
Навсегда с любимым городом…
В городе вспоминали первого мэра Петербурга Анатолия Собчака
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии