В Эрмитаже спустя полвека вновь заработали «фонтаны слез»

В Павильонном зале Малого Эрмитажа спустя полвека вновь заработали «фонтаны слез».

В Эрмитаже спустя полвека вновь заработали «фонтаны слез» | Фото: Wikimedia Commons / Dezidor / Creative Commons Attribution 3.0 Unported

Фото: Wikimedia Commons / Dezidor / Creative Commons Attribution 3.0 Unported

Многие петербуржцы помнят, как сорок - пятьдесят лет назад в фонтанах Павильонного зала из одной раковины в другую неспешно падали капли воды. К сожалению, не очень прозрачной, оставляющей рыжеватые следы на мраморе. К тому моменту, когда дирекцией музея было принято решение отключить фонтаны, они выглядели примерно так, как их воспетый Пушкиным «предок» Бахчисарайский фонтан в 1824 году. Тогда поэт написал в письме к Дельвигу: «Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает...».

Долгое время считалось, что восстанавливать «фонтаны слез» в Малом Эрмитаже не просто технически трудно, но и не нужно. Из-за них может повыситься влажность, что для музея всегда минус. Плохо очищенная вода загрязнит мрамор. В результате трубопроводы частично демонтировали, отдельные их элементы были утрачены. Остался громадный бак наверху, который когда-то питал водой не только романтические творения Штакеншнейдера (именно этот архитектор создал интерьер Павильонного зала), но и знаменитый Висячий сад. Бак и сейчас стоит на своем месте, как памятник старым инженерным решениям...

И вот недавно на старый вопрос (быть или не быть фонтанам живыми?) и климатологи, и техники ответили положительно. Оказалось, что современные технологии позволяют безопасно разрешить проблемы. ООО «Музейные технологии» провело реставрацию в кратчайшие сроки. Павильонный зал даже не пришлось закрывать для посетителей.

Восстановили трубопроводы. Вместо одного огромного бака установили два новых (на антресолях и на первом этаже под Павильонным залом) - по одной емкости на два фонтана (их всего четыре - два справа и два слева от выхода в Висячий сад). Воду тщательно очищают от солей и загрязнений, пропуская через фильтры. Образно говоря, она чиста как слеза. Но даже такую, практически дистиллированную, жидкость раз в неделю заменяют новой свежеочищенной.

Управляют фонтанами компьютеры (каждый - персонально). Вода теперь не капает печально, а струится неустанно из раковины в раковину (исключительно в часы работы музея). В нижних чашах установлены датчики - на тот случай, если что-то пойдет не так и они наполнятся до краев. В этом случае «опасный» фонтан немедленно отключится, на место происшествия прибудут ремонтники.

Отреставрированы и сами мраморные порталы с чашами (они были сильно загрязнены, в некоторых местах имелись сколы), а также их латунные детали (капельники и краны). Деревянные боковые вставки, окрашенные под мрамор, заменены на мраморные. Воссозданы и утраченные фрагменты скульптуры (например, хвост одного из дельфинов).

Для тех, кто любит и знает Эрмитаж, ожившие фонтаны многое значат. В солнечных лучах их вода искрится и кажется отражением радуги, играющей на хрустальных подвесках люстр Павильонного зала. В тишине (которая воцаряется здесь по вечерам в те дни, когда музей открыт до девяти вечера) журчание струй слышно особенно ясно.

#фонтаны #Эрмитаж #музеи Петербурга

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (6560) от 05.11.2019 под заголовком «Чистые слезы оживших фонтанов».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?