В Эрмитаже спустя полвека вновь заработали «фонтаны слез»
В Павильонном зале Малого Эрмитажа спустя полвека вновь заработали «фонтаны слез».
Фото: Wikimedia Commons / Dezidor / Creative Commons Attribution 3.0 Unported
Многие петербуржцы помнят, как сорок - пятьдесят лет назад в фонтанах Павильонного зала из одной раковины в другую неспешно падали капли воды. К сожалению, не очень прозрачной, оставляющей рыжеватые следы на мраморе. К тому моменту, когда дирекцией музея было принято решение отключить фонтаны, они выглядели примерно так, как их воспетый Пушкиным «предок» Бахчисарайский фонтан в 1824 году. Тогда поэт написал в письме к Дельвигу: «Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает...».
Долгое время считалось, что восстанавливать «фонтаны слез» в Малом Эрмитаже не просто технически трудно, но и не нужно. Из-за них может повыситься влажность, что для музея всегда минус. Плохо очищенная вода загрязнит мрамор. В результате трубопроводы частично демонтировали, отдельные их элементы были утрачены. Остался громадный бак наверху, который когда-то питал водой не только романтические творения Штакеншнейдера (именно этот архитектор создал интерьер Павильонного зала), но и знаменитый Висячий сад. Бак и сейчас стоит на своем месте, как памятник старым инженерным решениям...
И вот недавно на старый вопрос (быть или не быть фонтанам живыми?) и климатологи, и техники ответили положительно. Оказалось, что современные технологии позволяют безопасно разрешить проблемы. ООО «Музейные технологии» провело реставрацию в кратчайшие сроки. Павильонный зал даже не пришлось закрывать для посетителей.
Восстановили трубопроводы. Вместо одного огромного бака установили два новых (на антресолях и на первом этаже под Павильонным залом) - по одной емкости на два фонтана (их всего четыре - два справа и два слева от выхода в Висячий сад). Воду тщательно очищают от солей и загрязнений, пропуская через фильтры. Образно говоря, она чиста как слеза. Но даже такую, практически дистиллированную, жидкость раз в неделю заменяют новой свежеочищенной.
Управляют фонтанами компьютеры (каждый - персонально). Вода теперь не капает печально, а струится неустанно из раковины в раковину (исключительно в часы работы музея). В нижних чашах установлены датчики - на тот случай, если что-то пойдет не так и они наполнятся до краев. В этом случае «опасный» фонтан немедленно отключится, на место происшествия прибудут ремонтники.
Отреставрированы и сами мраморные порталы с чашами (они были сильно загрязнены, в некоторых местах имелись сколы), а также их латунные детали (капельники и краны). Деревянные боковые вставки, окрашенные под мрамор, заменены на мраморные. Воссозданы и утраченные фрагменты скульптуры (например, хвост одного из дельфинов).
Для тех, кто любит и знает Эрмитаж, ожившие фонтаны многое значат. В солнечных лучах их вода искрится и кажется отражением радуги, играющей на хрустальных подвесках люстр Павильонного зала. В тишине (которая воцаряется здесь по вечерам в те дни, когда музей открыт до девяти вечера) журчание струй слышно особенно ясно.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (6560) от 05.11.2019 под заголовком «Чистые слезы оживших фонтанов».
Комментарии