В Эрмитаже представили две отреставрированные скульптуры
Реставрация в жизни крупных музеев – процесс постоянный. Далеко не всегда его результат демонстрируется публично. Когда это происходит, возникает возможность не только оценить мастерство реставраторов, но и узнать историю бытования вещей. Иногда трагическую, случается – детективную.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Эрмитаж представил две побывавшие в руках реставраторов статуи – «Императрица Александра Федоровна, сидящая в кресле» и «Психея, лишившаяся чувств». Обе входят в постоянную экспозицию музея, даже на время реставрации не покидали своих мест.
Скульптурный портрет одной из самых красивых женщин своего времени – императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I, отреставрирован в прошлом году. Он создан по заказу Николая I в 1840 году Дмитрием Савельевым по оригиналу прусского скульптора Карла Фридриха Вихмана.
Исследователям известны четыре мраморные статуи русской императрицы, выполненные по модели Вихмана. Одну уничтожил пожар 1837 года в Зимнем дворце. Другая погибла в Берлине во время Великой Отечественной войны. Еще одна, переданная Эрмитажем в мае 1941 года в музей города Грозного, пострадала в 1990-х. Единственная уцелевшая находится в коллекции Эрмитажа.
Во время Великой Отечественной войны, когда статуя находилась в Золотой гостиной Зимнего дворца, появилась выбоина на спинке кресла и мелкие повреждения по всей поверхности мрамора. Были утрачены пальцы рук и медальон с портретом родителей императрицы.
Художники-реставраторы очистили мрамор от пыли и загрязнений, укрепили стыковочные швы и трещину на левой стопе фигуры, восполнили утраченные пальцы. Первоначально из-за отсутствия иконографического материала воссоздание медальона не планировалось. Но использование его модели в процессе реставрации показало, что он меняет восприятие статуи. Без него жест правой руки казался не вполне понятным, а пальцы выглядели неестественно напряженными. Воссоздание медальона даже без рельефного изображения на нем помогло раскрыть авторский замысел, объяснило движение пальцев. Скульптурное произведение приобрело логическое завершение и смысл.
Скульптура «Императрица Александра Федоровна, сидящая в кресле» расположена на Октябрьской лестнице Зимнего дворца, получившей название в память о революционных событиях октября 1917 года. До того лестница именовалась «ея императорского величества», поскольку примыкала непосредственно к апартаментам императриц – супруги (впоследствии вдовы) Павла I Марии Федоровны и супруги Александра II Марии Александровны.
«Психея, лишившаяся чувств» – одно из ранних произведений знаменитого итальянского скульптора XIX века Пьетро Тенерани – установлена на Николаевской лестнице Нового Эрмитажа. Эта лестница служила входом в Эрмитаж, когда музей был отделен от императорского дворца.
Автора вдохновила «Сказка об Амуре и Психее» Апулея. Он изобразил Психею в момент, когда она, открыв сосуд, в котором был волшебный сон, опускается на колени и теряет сознание. К жизни Психею возвратил поцелуй Амура, что отражено в другой скульптуре из эрмитажного собрания – «Амур и Психея» Антонио Кановы.
Тенерани прославила статуя Психеи. Она была популярна, ее покупали. Автор повторил ее, по одним данным, 7, по другим – 9 раз. В Эрмитаже скульптура, история которой не совсем ясна. Она была получена в дар от князя Христофора Ливена – дипломата, воспитателя наследника, будущего императора Александра II. Где князь скульптуру купил, неизвестно, его имя не упоминается в биографии Тенерани. Известно, что первый вариант статуи был исполнен для графа Джованни Баттисты
Соммаривы, у которого была вилла в Швейцарии. Существует предположение, что этот вариант и находится в Эрмитаже.
За долгое время существования состояние скульптуры изменилось, она получила повреждения, ее поверхность была загрязнена. Реставраторы очистили мрамор, восстановив патину в тех местах, где она была нарушена. Утраченный фрагмент большого пальца правой руки восполнили материалом, традиционным для современной реставрации, – камнезаменителем на основе синтетической смолы и мраморной крошки. Детальный осмотр крыльев статуи показал, что крепежные пироны находятся в стабильном состоянии, но необходимо укрепить стыковочные швы. Теперь Психея в безупречном состоянии.
Эта реставрация – очередной этап совместного проекта Эрмитажа и крупной фармацевтической фирмы. В планах продолжение сотрудничества, начавшегося три года назад. Первым результатом совместной работы стала реставрация скульптуры «Венера Гатчинская», созданной более двух тысяч лет назад.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 76 (6914) от 29.04.2021 под заголовком «Императрице вернули медальон».
Комментарии