В Эрмитаже открылась выставка «Две картины Бронзино»

В Эрмитаже открылась небольшая, но богатая прелюбопытными музейными историями выставка «Две картины Бронзино. К завершению реставрации».Аньоло Бронзино был сыном мясника, придворным художником тосканского герцога Козимо I Медичи, поэтом и интеллектуалом. Любителям изящных искусств хорошо известны портреты его кисти – их холодная, слегка вычурная красота.

В Эрмитаже открылась выставка «Две картины Бронзино» | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Одна из картин, которые Эрмитаж показывает в Аполлоновом зале, – «Портрет Козимо I деи,Медичи». С него смотрит куда-то мимо зрителя изящный и высокомерный молодой человек. Совершенный правитель. После удаления потемневших и утративших защитные свойства слоев старого лака выяснилось, что не только линии этой композиции чисты и утонченно изысканны, но и цветовое решение замечательно. Чего стоит одно сочетание отливающего синим камзола и дымчато-фиолетовых штанов герцога (прежде и то и другое казалось одинаково черным).

Художник-реставратор Максим Лапшин, который работал с этим портретом, рассказывает: «Картина была переведена с доски на холст, утратила свою оригинальную основу и в процессе реставрации преподнесла нам немало сюрпризов».

Например, на заднем плане (в пейзаже, который виден за окном) обнаружились две человеческие фигурки. Их трудно рассмотреть, но о них можно прочесть в аннотации, размещенной на стене. Как и о набросках, сохранившихся под живописью и видимых только в инфракрасном спектре. Благо тексты подробны и снабжены иллюстрациями.

По сути, эта выставка – история о музейных исследованиях и реставрации. О том, как меняются после них сами произведения искусства и наш взгляд на их достоинства. В этом смысле второй экспонат – «Состязание Аполлона и Марсия» – особенно интересен.

Это небольшая картина вытянутой прямоугольной формы. Она поступила в собрание Эрмитажа в 1865 году из коллекции Антонио Литта вместе с «Мадонной Литта» кисти Леонардо да Винчи. В разное время ее приписывали разным художникам (Корреджо, Пармиджанино, Сальвиати), и только в начале ХХ столетия автором был признан Бронзино. Удалось выяснить, что написана она была в 1531 – 1532 годах на деревянной основе и изначально украшала крышку музыкального инструмента. Скорее всего, спинета (разновидность клавесина).

Известно также, что к началу XVIII века эта композиция уже считалась самостоятельным произведением, а к XIX веку ее дополнили несколькими фрагментами, превратив из неправильного шестиугольника, расширяющегося к правому краю, в привычный прямоугольник (уточнить все нюансы оригинальной формы помогла нынешняя реставрация). Для того чтобы изображение выглядело цельным, неизвестному мастеру пришлось сместить линию горизонта, вместо неба в верхней части справа появился лес, слева – морской пейзаж и другие детали.

Когда в 1865 году картина прибыла в Петербург, состояние деревянной основы уже внушало опасения, и ее было решено перевести на холст. «Работа эта представляла почти неодолимые затруднения... – писал Степан Александрович Гедеонов, тогдашний директор императорского Эрмитажа. – Тем не менее эрмитажный столяр Александр Сидоров, которому было поручено это крайне опасное дело, исполнил его с таким совершенством, что едва ли другой европейский музеум в состоянии явить пример подобный...»

Современным реставраторам тоже было непросто. «Моя основная задача, сложная, практически нерешаемая, состояла в том, чтобы сохранить живопись на приставках и одновременно открыть авторскую, совместить более позднее изображение леса в верхней части с изначальным небом», – рассказывает Мария Шулепова, работавшая с этой картиной.

Потребовались огромный такт и профессионализм, чтобы придать изображению завершенный вид, смягчив очевидные нестыковки.

В процессе изучения и реставрации было обнаружено несколько симпатичных деталей, прежде скрывавшихся под записями: дома и башня в центральной части, парусник, скользящий по водной глади, справа и крестьяне, обмолачивающие зерно на фоне сельского пейзажа, слева. Теперь ими можно полюбоваться и даже попробовать разгадать их символический смысл.

Стоит вспомнить миф, сюжет которого лег в основу картины. Пастух Марсий подобрал флейту, брошенную Афиной, и научился играть на ней столь совершенно, что рискнул вызвать на состязание самого Аполлона. Мидас, которому поручили определить победителя, признал Марсия лучшим. И, конечно, кончилось все печально. Оскорбленный Аполлон наградил недогадливого арбитра ослиными ушами, а с пастуха содрал кожу.

На картине сразу несколько эпизодов этой истории _ Мидас и Афина слушают Марсия и Аполлона; Аполлон заносит нож над Марсием; Мидасу достаются ослиные уши, а его слуга выбалтывает страшную тайну тростнику, который и разнесет ее по всему свету. Как предполагает Мария Шулепова, сценка с пейзанами в этом ряду может быть прочитана как своего рода мораль – человечество пожинает плоды своих попыток состязаться с богами. Впрочем, это только одна из возможных версий.

#выставка #Эрмитаж #картины

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (6799) от 05.11.2020 под заголовком «Состязания с богами».


Комментарии