В экспозицию Павловского дворца вернулись пейзажи работы Семёна Щедрина
В экспозицию Павловского дворца после реставрации вернулись два пейзажа с видами Павловска работы Семена Щедрина, известного художника рубежа XVIII – XIX столетий.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
У картин удивительная судьба. «Вид на Павловский дворец» и «Вид на Мариентальский пруд» создавались по заказу императора Павла I как единое полотно, которое вместе с изображением других царских резиденций разместили в Михайловском замке. После гибели Павла I картину переместили сначала в Императорскую академию художеств, а в 1835 году по распоряжению императора Николая I — в Кавалерские комнаты Гатчинского дворца. По всей видимости, в Гатчине и произошло разделение полотна: по крайней мере точно известно, что в 1941 году в эвакуацию павловские пейзажи отправлялись как два самостоятельных предмета. В Павловск они поступили в 1956‑м из Центрального хранилища музейных фондов.
Почему картину разделили? На этот вопрос документального ответа пока обнаружить не удалось. Специалисты полагают, что сама композиция полотна подсказала такую возможность: изображенное в центре картины дерево словно делит общий пейзаж на два фрагмента — с видом на дворец и с видом на Мариентальский пруд.

На берегу пруда запечатлены две давно утраченные постройки XVIII века — деревянный трельяж и дворец Кутайсова. Впрочем, во время реставрации при раскрытии полотна от слоев пожелтевшего лака обнаружилось изображение еще одного строения — так называемой нагорной оранжереи с открытыми фрамугами. Возможно, это знаменитая Вишневая оранжерея, построенная специально для выращивания вишен, столь любимых хозяйкой Павловска Марией Федоровной.
Два отреставрированных пейзажа объединили единой рамой сложной конструкции, которая надежно держит их вместе, напоминая, однако, что часть своей истории они бытовали как самостоятельные полотна.
Посетители музея-заповедника снова могут видеть картины Семена Щедрина в Малиновом кабинете Павловского дворца.
Читайте также:
В часовне-музее Спаса-на-Крови работает выставка «Ищите и обрящете…»
Мостовики на защите Ленинграда. В Петербурге открылась выставка «Мосты в кольце блокады»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (7927) от 16.06.2025 под заголовком «Пейзажи снова вместе».
Комментарии