В Екатерининском парке начались показы спектакля-променада

В Екатерининском парке начались показы спектакля-променада «Вечное возвращение» в постановке Семена Александровского. Молодой режиссер, ученик Льва Додина, известен своими экспериментами. Основанный им театр не нуждается в здании, в зрительном зале с бархатными креслами, сцене. Спектакли могут проходить где угодно. Семен АЛЕКСАНДРОВСКИЙ рассказал обозревателю «Санкт-Петербургских ведомостей» Зинаиде АРСЕНЬЕВОЙ о своем новом проекте, созданном совместно с ГМЗ «Царское Село», о спектаклях в городских барах и о театре для интровертов.

В Екатерининском парке начались показы спектакля-променада | ФОТО Димы СТЕЛЬМАХА предоставлено пресс-службой ГМЗ «Царское Село»

ФОТО Димы СТЕЛЬМАХА предоставлено пресс-службой ГМЗ «Царское Село»

– Семен, собираюсь побывать на вашем спектакле «Вечное возвращение» в Царском Селе. К чему готовиться?

– Это и аудиоспектакль, и прогулка по очень живописному маршруту: начиная от Екатерининского дворца, вокруг большого пруда и заканчивая на Камероновой галерее. Пьесу для спектакля специально писала драматург Ася Волошина, а озвучили артисты Алена Старостина, Мария Зимина и Василий Реутов. Мы записывали текст непосредственно в парке на бинауральные микрофоны – такая запись дает ощущение присутствия. Когда зритель наденет наушники и отправится по маршруту, у него возникнет ощущение, что гуляет он не один, а рядом с ним незримо находятся герои спектакля. Если говорить о содержании, то это спор двух друзей-историков. Когда-то у них был роман, но жизнь их сложилась по-разному – она уехала в Париж и написала книгу о Екатерине Великой, которая стала мировым бестселлером, а он ушел из науки и стал школьным учителем. Встретились они вновь не случайно. Но тут в игру вступает третий персонаж...

– Как повлияла пандемия на ваш театр?

– Во время карантина мы перестали показывать все спектакли, и доход нашего pop-up-театра был на нуле. При этом нам было легче, чем многим коллегам, так как мы не содержим собственную площадку, не платим аренду, а играем спектакли в барах, библиотеках, парках и так далее. В этом специфика нашего театра – мы не строим декорацию, а используем сам город с его архитектурой, людьми и переменами освещения как сцену. Благодаря этому, кстати, мы одними из первых начали играть спектакли после карантина. Бары, что характерно, открылись раньше театров, и мы уже успели сыграть премьеру «Профсоюз работников ада».

– Расскажите, пожалуйста, о «барных» спектаклях.

– Pop-up-театр с момента основания избрал партизанскую стратегию разворачивания спектаклей в городской среде, и бары оказались для этого отличным местом. Мне всегда нравилось сочетать литературу и алкоголь, собственно эта связь неразрывна – почти во всех книгах герои что-то пьют. А для некоторых авторов алкоголь еще и важная тема. Так появились спектакли «С Чарльзом Буковски за барной стойкой» и «Задержанный / Сергей Довлатов». Эти спектакли прочно связаны с Петербургом и не могут, как обычный театр, отправиться на гастроли. К примеру, спектакль про Довлатова построен как следственный эксперимент, который начинается у первого бара на улице Рубинштейна, а заканчивается у памятника писателю. По дороге в пяти барах ведется расследование и выпивается рюмка водки. И алкоголь не просто сопровождает спектакль, он меняет его логику в процессе и в некоторой степени влияет на восприятие. Хотя решающая роль все же не за алкоголем: те, кто не стремится выпить во время спектакля, приходят к финалу не менее довольными, чем их коллеги.

Этим летом мы начали играть третий «барный» спектакль «Профсоюз работников ада». Он тщательно готовился в течение двух лет, мы упаковали его в приложение, которое запускается только при сканировании QR-кодов в барах на маршруте спектакля. Баров этих четыре, им сопутствуют разные хорошие напитки, а в записи звучат голоса Билли Новика, Игоря Скляра и Дмитрия Лысенкова. И это детективная история с теорией заговора, с преследованием и джазом. Очень по-питерски.

– В пандемию фестиваль «Точка доступа» проходил онлайн. Ваш спектакль «Брак» в Zoom, созданный по пьесе Аси Волошиной, имел успех и у публики, и у критиков. Театр онлайн, театр как компьютерная игра, театр как совещание в Zoom – это мода, которая быстро пройдет, или серьезный тренд?

– Возможно, нам удалось достичь результата как раз потому, что этот спектакль не был реакцией на изоляцию, вынужденной мерой по переходу в online. Я начал работу над ним еще в августе 2019 года, и к моменту карантина мы с драматургом успели пережить кризис в подготовке этой работы, а кризис – очень полезная вещь для поиска нестандартных решений. Пандемия поменяла сюжет, но не подход. Я видел и вижу в онлайн много возможностей для театра хотя бы уже в том, что можно делать спектакль в маленьком городе, но получить на него зрителей со всего мира. Мне кажется, это должно быть сильным стимулом для молодых художников, тем более что для спектакля в онлайн не нужны ни большой бюджет, ни согласования. Важно только понимать, что нет смысла ставить камеру и транслировать в сеть то, что происходит на сцене. Нужно находить новый язык, свойственный именно этому медиа.

– Однажды вы сказали, что делаете спектакли для интровертов. Что это значит?

– Двадцатый век был веком больших идей, за которыми потерялся человек. Наше разочарование и ужас от того, куда могут завести большие идеи, заставили нас внимательно присмотреться к человеку, к одному человеку. К его чувствам, стремлениям, идеям. К тому, как в судьбе и личности одного человека отражаются история и время. Этот ход мыслей логически привел меня к тому, что я хочу делать спектакли для одного-единственного зрителя. Когда ты смотришь спектакль один, у тебя нет возможности разделить с кем-то впечатление, и это впечатление остается в тебе цельным.

#театр #спектакль #интервью

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (6773) от 29.09.2020 под заголовком «Театр для интровертов».


Комментарии