В Екатерининском дворце воссоздают Зубовский флигель

Осенью прошлого года в ГМЗ «Царское Село» стартовал масштабный реставрационный проект «Екатерина II. Личное пространство императрицы». Речь идет об интерьерах Зубовского флигеля Екатерининского дворца, где размещались апартаменты его венценосной владелицы. Интерьеры, созданные Чарльзом Камероном и Джакомо Кваренги, утрачены в годы Великой Отечественной войны. В наши дни ведутся работы над воссозданием уникального декоративного убранства.

В Екатерининском дворце воссоздают Зубовский флигель | Фото: pixabay

Фото: pixabay

В числе восьми личных комнат Екатерины – опочивальня. Проект ее реставрации, выполненный во второй половине 1980-х, используется сейчас при составлении проектной документации. Особый интерес представляют чертежи.

Опочивальня императрицы состояла из двух частей: большая – с камином и диваном и меньшая – с альковом за зеркалом, стенным шкафом для белья, чайной посуды и других необходимых для такого помещения предметов. В этой спальне впервые в России широко использовались стекло и зеркала. Тридцать девять колонн с бронзовыми позолоченными базами и капителями лилового (или аметистового, как его называли в XVIII веке) стекла украшали интерьер. Рисунок плафона повторялся в рисунке паркета.

Отделка опочивальни императрицы чрезвычайно сложная: стены, двери, падуга и потолок сплошь облицованы пластинами молочно-белого стекла разного размера. На стекле маленькие позолоченные розетки – декоративные шляпки «римских» гвоздей, которыми крепились пластины. На белом фоне стен выделяются сдвоенные лиловые тонкие стеклянные колонки с бронзовыми позолоченными базами и капителями, лиловое стекло на камине и на дверях. Колонки чередуются с зеркалами, широкий фриз и падугу украшают бронзовые позолоченные гирлянды. Над дверью и зеркалами установлены медальоны, выполненные на фабрике Дж. Веджвуда.

Начало подготовки этого помещения к воссозданию и реставрации было положено еще в 1948 году. Состояние интерьера на тот момент зафиксировано на листах плотной бумаги, где отражены стены с указанием немногочисленных сохранившихся бронзовых элементов и несохранившихся деталей, которые необходимо воссоздать.

Почти сорок лет спустя архитекторы-проектировщики объединения «Реставратор» приступили к работе над чертежами по воссозданию интерьера. Архитектором объекта стал Александр Александрович Кедринский, под руководством которого выполнялся проект. Судя по датам на листах, работа была завершена в конце 1980-х годов уже в переименованной организации – проектном институте «Ленпроектреставрация».

В проекте, выполненном по заказу музея-заповедника, более 140 листов. На них все элементы декора опочивальни вплоть до мельчайших подробностей крепления деталей шурупами. В последующие годы работа продолжалась: создавались чертежи и рисунки паркета с описанием пород древесины (груша, клен, красное дерево, амарант), плафона, камина...

Завершить воссоздание убранства восьми интерьеров Зубовского флигеля Екатерининского дворца планируется в 2023 году. Спонсором масштабного дорогостоящего проекта выступил постоянный партнер музея-заповедника «Царское Село» ПАО «Газпром».

#Царское Село #история #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (6731) от 31.07.2020 под заголовком «Долгий путь в опочивальню».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?