В Екатерининском дворце открылась выставка «Дары Клуба друзей»
В Большом зале Екатерининского дворца музея-заповедника «Царское Село» открылась выставка «Дары Клуба друзей».

ФОТО предоставлено пресс-службой музея-заповедника «Царское Село»

В прошлом году коллекцию музея пополнили 300 предметов. В состав выставки вошло больше 80, полученных в дар или приобретенных благодаря поддержке членов Клуба друзей. Это произведения графики, живописи, а также мебель, фарфор, оружие, фотографии и фрагменты убранства дворцов.
Среди экспонатов — картина французского художника Карла фон Штейбена «Прощание с великой княгиней Александрой Николаевной» середины XIX века; натурные зарисовки Бориса Цинзерлинга, созданные во время пребывания художника на полях сражений Первой мировой войны; оружие — кинжалы-кама, шашки различных воинских частей. Особое место занимают фрагменты убранства дворцов, вывезенные солдатами испанской Голубой дивизии и возвращенные их потомками, а также фотографии, зафиксировавшие разрушения Екатерининского дворца и парка в годы войны и оккупации.
Интересный экспонат — трехколесный велосипед конца XIX века, украшенный фигурой лошади. Подобные изделия производились в странах Западной Европы с 1860‑х годов. В это время колеса изготавливали из дерева (позднее — из металла), а фигуру лошади — из твердых пород дерева, поскольку отчасти она заменяла собой раму, соединяя передние и задние колеса. Такие вещи производили на небольших фабриках и в мастерских высококвалифицированные мастера. Велосипед, аналогичный представленному на выставке, как дорогая игрушка, доступная немногим, мог быть у детей Николая II, поэтому в дальнейшем этот предмет войдет в постоянную экспозицию Александровского дворца.
На выставке представлены предметы из двух знаменитых сервизов — Корбиевского и Рафаэлевского. Первый можно считать самым любимым и «долгоиграющим», так как прослужить в Царском Селе ему довелось почти сто лет. В живописном декоре всех предметов сервиза использованы виноградные листья, грозди и золотые побеги, а также не повторяющиеся ни на одном предмете цветочные композиции, заключенные в круглые медальоны. Рафаэлевский сервиз — самый значительный парадный ансамбль конца XIX — начала ХХ века. Его создавали на Императорском фарфоровом заводе специально для Царского Села по заказу императора Александра III. Мастера приступили к работе в 1883 году, а завершили ее двадцать лет спустя, в царствование Николая II. Ежегодно, по мере изготовления сервиза, новые изделия представляли императорам в числе подарков к Рождеству. Предметы украшены орнаментальными и аллегорическими композициями по мотивам Лоджий Рафаэля, состоящими из арабесок, лиственных гирлянд и изображений мифологических персонажей.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 23 (7352) от 08.02.2023 под заголовком «Велосипед наследников престола».
Материалы рубрики
В Петербурге прошел парад ретротранспорта
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии