В Доме радио открылось новое выставочное пространство

В Доме радио открылось новое выставочное пространство (вход с Малой Садовой ул.). До 20 июня здесь можно посмотреть «Летнюю выставку». Это первый совместный проект musicAeterna и Aksenov Family Foundation в области современного визуального искусства, организованный при участии художественной ярмарки viennacontemporary (Австрия).

В Доме радио открылось новое выставочное пространство | Фото Марины Хохловой

Фото Марины Хохловой

Выставка довольно эклектична. Сначала в стильном, аскетично оформленном пространстве мы видим как бы беглый конспект современного искусства последних лет. Илья Кабаков с «Новым аккордеоном».

Ольга Чернышова с черно-белой фотографией «Лук at this» – проросший лук в бутылках на окне с видом на кремлевскую башню. Похоже на луковицы церквей. Фотографии этой больше тридцати лет.

Марина Алексеева с волшебным «черным ящиком», внутри которого танцуют балерины в лебединых пачках... Необычная скульптура – золотая сумка наикрутейшего бренда на ножках. Это творение австрийского скульптора Эрвина Вурма – такой символ одержимости брендами и возведения вещей в культ (на снимке).

Но «Летняя выставка» выходит за пределы небольшой галереи. И там-то – самое интересное. Переходишь через дворик, заходишь в другую дверь и попадаешь в основное пространство Дома радио. Здесь царит полумрак, порой переходящий в кромешную тьму. Правда, на каждом этаже – красивые девушки в черном. Они не дадут пропасть – укажут путь к очередной инсталляции. Везде сильный запах ладана. Говорят, его любит нынешний обитатель Дома радио Теодор Курентзис, руководитель оркестра musicAeterna.

Сейчас оркестр на гастролях, и есть возможность посмотреть интерьеры Дома радио – и парадные, и служебные. Роскошная смесь ар-деко и советского ампира. Студии, репетиционные комнаты. В одной из них выставлен занавес Яниса Кунеллиса, созданный им для оперы «Носферату», которую поставил Теодорос Терзопулос в Перми в бытность работы там Теодора Курентзиса.

С потолка свисают тросы с книгами. Глобальная сеть мыслей не прервется никогда.

В других студиях и закутках можно увидеть видеоинсталляции швейцарской художницы Пипилотти Рист («Ты назвал меня Джеки»), российского мастера Андрея Кузькина («Рыбак»). Мне они не запомнились.

Пришла я ради Билла Виолы. В Дом радио приехала инсталляция «Мученики», которая совсем недавно демонстрировалась на грандиозной выставке американского классика видеоарта «Путешествие души» в ГМИИ им. Пушкина.

Стоит напомнить, что петербуржцы не раз имели возможность познакомиться с его творчеством. Началось знакомство еще в 1996-м, когда в Мраморном дворце показали его инсталляцию в рамках выставки видеоарта «У предела». В 2003-м в Главном штабе выставляли «Приветствие» – мистическое видео о встрече Марии и Елизаветы по мотивам полотна Якопо Понтормо. В 2008 году Билл Виола выполнил видеодекорации к опере Вагнера «Тристан и Изольда», премьера состоялась в Концертном зале Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей».

В 2014-м Эрмитаж в год своего 250-летия представил инсталляцию «Море безмолвия». Виола приехал на вернисаж и даже дал мне блиц-интервью.

Тогда он сказал, что величайшим режиссером считает Андрея Тарковского, и испытал сильнейшее его влияние:

– Он – великий мастер! Потому что глубоко проникает в человеческую душу, человеческое сердце. Не так, как другие режиссеры снимают кино (жестами демонстрирует глаз, видоискатель, быстрое движение кинокамеры туда-сюда).

И – о видеоинсталляции «Море безмолвия», которая сейчас находится в постоянной экспозиции Эрмитажа:

– Мы есть не то, что мы говорим, произносим, а мы есть то молчание, что внутри нас, глубоко внутри нас.

Наконец, последняя встреча с Виолой в Петербурге случилась незадолго до пандемии – в самом конце декабря 2019 года, когда праздновали 100-летие БДТ. Тогда в Фанерном театре устроили фестиваль современного искусства, показывали спектакли Яна Фабра. И в течение трех дней под Новый год можно было увидеть инсталляцию Виолы «Три женщины»: о быстротечности жизни, кратком миге цветения. И – о непрерывности потока жизни, бесконечной цепочке рождений и смертей.

Теперь вот «Мученики». Созданы в 2014 году для собора Святого Павла в Лондоне, находятся там постоянно. Религиозное искусство? Пожалуй. Но не только. Эта инсталляция еще – о стойкости духа, который побеждает даже самые сильные страдания плоти. И немного – о том, как бесконечные катастрофы и трагедии, показываемые в прямом эфире, притупляют наши чувства.

Четыре видеополотна небольшого формата. Четыре человека – три мужчины и одна женщина, которые проходят испытания. Одного медленно засыпают землей. Другая, подвешенная, висит в воздухе. Третий сидит на стуле среди разгорающегося пламени. Четвертого, подвешенного за ноги, заливает вода. Они абсолютно бесстрастны. Но не мы, зрители. Смотреть тяжело, в то же время – зрелище завораживает. Кстати, «Мучеников» показывают в помещении, где когда-то находилась домовая церковь.

Стоит добраться до шестого этажа, чтобы посмотреть длящееся несколько минут видео британского художника Мэта Коллишоу «Эхолокация». Художник сделал его для подземного перехода в Лондоне, в Кингстоне-на-Темзе. Видео – черно-белое, даже, скорее, серо-белое, как туман. Скелет гигантской летучей мыши летит сначала сквозь клубящийся хаос, потом на наших глазах это варево каким-то чудом преобразуется в космос – вырастают шпили и своды призрачного готического собора, мы внутри всего этого. Местные жители могут узнать в нем древнюю церковь Всех Святых, где короновались когда-то еще саксонские короли.

Кроме того, Кингстон – заповедник летучих мышей, здесь обитают несколько их видов. Волшебное видео Коллишоу сопровождается музыкой, которую он сочинил сам вместе со своим сыном. Сквозь звуки струнных и ударных порой прорывается писк летучих мышей. Невозможно оторваться. Какой-то прорыв в ткани времени, портал. Я посмотрела дважды, но хочу прийти еще раз.

#выставка #Дом радио #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (6942) от 10.06.2021 под заголовком «Лето, город, мученики».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?