В Большом зале Филармонии сыграли «Ночь перед Рождеством»
Ведущие солисты петербургских театров, молодежный хор «СоГласие», Государственный академический симфонический оркестр под управлением Михаила Татарникова представили оперу «Ночь перед Рождеством» Николая Римского-Корсакова в концертном исполнении на сцене Большого зала Филармонии. Такой Солохи, как Олеся Петрова, оперный мир не слышал и не видел давно.
ФОТО Анны ФРАНЦУЗОВОЙ
Фонд музыкального искусства FES представил за это странное время уже второй проект на сцене Большого зала Филармонии. После успешного гала-концерта молодых звезд петербургских и московских театров концертное исполнение оперы «Ночь перед Рождеством» позволило понять, как важен для его организаторов выбор солистов. Коль скоро концертное исполнение оставляет певца один на один с коллегами и слушателями, без брони декораций и костюмов, эти солисты должны так или иначе компенсировать отсутствие сценического действа и «реквизита» своим вокально-драматическим талантом.
В этой опере композитор сразу «бьет козырями», выставляя вслед за коротким вступлением Солоху с Чертом в бойком диалоге. Меццо-сопрано Олеся Петрова и тенор Савва Хастаев, чей холеный голос был даже чересчур хорош и интеллектуален для такого персонажа, взяли зал мгновенно. Они завели разговор: как бы украсть месяц – чем не сатира на злобу дня, когда кажется, будто у нас скоро отнимут воздух? Олеся, большая мастерица оперной сцены, пускала в ход такие нежные краски, такие взгляды и интонации, что завораживала сразу.
«Ночь перед Рождеством» не просто опера-сказка или «опера-колядка», какой считал ее сам композитор, но опера, сочетающая черты и лирической, и комической, и жанрово-бытовой. Пятая опера композитора, появившаяся в 1895-м после «Снегурочки» и «Млады», она фокусирует в себе прежние достижения и проливает свет на будущие шедевры. В мелодико-ритмической характеристике Солохи и вовсе слышатся отголоски волшебницы Наины из «Руслана и Людмилы» Глинки, а в вокализах Оксаны – фантастические танцы Волховы из «Садко» и распевы Царевны Лебедь из «Сказки о царе Салтане». Здесь пышно проявил себя не только упоительно мелодический, но и комический дар Римского-Корсакова, его порой почти английский юмор вперемешку с южнорусским, перетекшим в оперу непосредственно из повести Гоголя. Чего стоили лишь симфонические имитации сначала наливаемой, а потом и выпиваемой горилки. Ирония сквозила в симфонических фрагментах полета Солохи на Черте, где композитор как бы невзначай спародировал полет вагнеровских валькирий.
Появление этой оперы в Большом зале Филармонии в напряженный период ограничений воспринималось не только как отличная возможность психотерапии смехом, но и как своего рода колдовство по усмирению разбушевавшихся стихий. Маэстро Михаил Татарников за пультом не на шутку увлекся этим процессом, совершая свои магические пассы с помощью оркестра, отвечавшего ему предельной взаимностью. А Санкт-Петербургскому государственному академическому симфоническому оркестру в эти дни приходится очень непросто, когда они громко заявили о том, что больше не желают иметь никаких дел с дирижером Александром Титовым. Они выбрали себе в лидеры финна Лейфа Сегерстама, несмотря на преклонный возраст заразившего их энергией своего подхода к музыке. Но под управлением Михаила Татарникова не осталось и следа моральной подавленности, в какой оркестранты пребывают в последнее время.
В высокой музыкантской чуткости оркестра к хорошему дирижеру сомневаться не пришлось, когда летом довелось услышать коллектив на фестивале «Опера – всем» в руках Владимира Ланде. Заботливые, старательные и умелые руки Михаила Татарникова показали, с каким интересом этот оркестр способен представить динамичный симфонический театр, стремительно менять тембральные декорации, формировать настоящую актерскую интонацию, говорить со слушателями, увлекая их разными масками.
Такого градуса актерства оперных певцов на петербургской филармонической сцене не припомнить давно. Каждый из выходивших солистов вне зависимости от сценического или международного опыта являл театр своей артистической личности. Каждый задавал свой яркий тон, все вместе образуя нарядно расшитое лоскутное одеяло. Олеся Петрова после крупных вердиевских партий раскрыла свой необъятный комический дар. Открытием стала и дебютантка в партии Оксаны – украинское сопрано Тамара Калинкина, которая своим выходом, словно вспышкой, озарила эту «Ночь перед Рождеством», всецело захватив изумленных слушателей. Кузнецу Вакуле в исполнении Николая Емцова недоставало более смелой артикуляции рядом с такой избранницей.
Играли все – и бас Олег Сычев в партии Чуба, и Александр Герасимов (Голова), и Ефим Завальный (Панас), и тенор Александр Тимченко, уморительно выводя плотоядные ориентальные рулады в легком помрачении от пышных телес Солохи. В каждом из этих молодых голосов слышался голос Римского-Корсакова – композитора, способного сказать в своей музыке так много.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (6836) от 28.12.2020 под заголовком «Смешна украинская ночь».
Комментарии