В «Артмузе» открылась выставка Федора Алексеева «Лица города»

В Музее современного искусства «Артмуза» открылась выставка тридцати картин Федора Алексеева «Лица города». Она приурочена к 70‑летию художника, который является наследником русского авангарда по прямой.

В «Артмузе» открылась выставка Федора Алексеева «Лица города» | «Вид на Меншиковский дворец через колоннаду Исаакиевского собора». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«Вид на Меншиковский дворец через колоннаду Исаакиевского собора». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Алексеев говорит, что начал рисовать в 24 года. В ответ на удивление этому необычному факту рассказывает свою биографию. В школе не хотел учиться. Ни один из предметов его не интересовал. После школы служил подводником на Балтийском флоте, и там, спасибо командирам, появился интерес к знаниям. Потом изучал математику и технологию швейных изделий. Вуз не окончил, но не жалеет о потраченном времени: художнику полезно знать основы алгебры, геометрии, свойства материалов. Живопись потребовала полной отдачи — Алексеев занимался по 18 часов в сутки, в итоге получил возможность обучаться на художника-монументалиста в Институте Репина.

«У меня было много учителей, всем им я благодарен, несмотря на постоянные конфликты. Они передали мне желание постоянно заниматься живописью. Это понятие от слова жизнь, живопись живет. Но главными учителями для меня остаются русские авангардисты. Прежде всего — Казимир Малевич. Рисуя пространства, он развивал академические традиции Павла Чистякова, — утверждает Алексеев. — Это как современная физика наследовала физику классическую».

Все пейзажи художника, представленные на выставке, посвящены Петербургу. Он говорит, что сначала делает множество набросков, вполне реалистичных. А потом цвет диктует форму того, что появится на картине. Художник долго делает замесы масляной краски, наносит ее на холст мастихином, добиваясь нужной ему плотности и фактуры. На создание каждой картины требуются недели.

«Кунсткамера. Вид» — только обозначает знаковый силуэт в панораме невских берегов. Но мы можем домыслить его облик и образ, задуматься о роли других зданий в этой панораме. Картина с видом силуэта колокольни Спаса-на-Крови называется «Петербург. Время и место». Туристы, делая селфи на фоне красивого храма, вспоминают ли трагическую историю его появления?

Ключевая картина на выставке для понимания метода Алексеева — «Адмиралтейство». Нежно-розовый цвет колоннады подчеркивает легкость и изящество здания. Внушительный светло-коричневый купола — важное значение Адмиралтейства в фокусе трех центральных городских улиц, знаменитого «трехлучия». Другое настроение в картине «Небо над Зимней канавкой». Дома кажутся художнику слишком высокими, они «выдавливают» небо в узкую полоску на верхней части холста. Под названием «Ваза у Михайловского замка» изображена Порфировая ваза, расположенная в Летнем саду. Художник слегка наклоняет ее и изображает светлым синим цветом, чтобы подчеркнуть хрупкость даже такого мощного искусства, как резьба по твердому камню.

Выставку завершает серия «Портреты». Алексеев оставляет белыми те части холста, где должны быть изображены глаза, нос, губы. Получаются разноцветные маски. «Но разве мы не прячем свои чувства и мысли за масками?» — словно спрашивает художник.


#художник #выставка #артмуза

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (7195) от 23.06.2022 под заголовком «Живопись — от слова «жизнь»».


Комментарии