В Александринском театре состоятся гастроли МХТ имени Чехова
С 25 марта по 1 апреля 2022 года Александринский театр Санкт-Петербурга примет гастроли Московского Художественного Театра имени А.П.Чехова. Эти гастроли Константин Хабенский анонсировал, вступая в должность художественного руководителя театра. Петербургские зрители увидят три самых ярких спектакля МХТ 2021 года выпуска: 25-27 марта «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» (18+) Виктора Крамера с самим Хабенским в роли Мюнхгаузена, он же – соавтор пьесы; 29 марта «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» (18+) Уланбека Баялиева по одноименной пьесе Венедикта Ерофеева; 31 марта и 1 апреля авторский спектакль Ренаты Литвиновой «Звезда вашего периода» (16+). Все спектакли в разных пропорциях сочетают в себе комедию и трагедию. Так, «Вальпургиева ночь» – это трагикомедия, «Враки» – комитрагедия, а «Звезда вашего периода» – пессимистичная комедия с элементами автосарказма.

ФОТО Александра Иванишина
2022 год – знаковый для Константина Хабенского. Не только потому, что сам он практически одновременно отмечает собственное 50–летие (11 января) и 20 лет службы в МХТ им. А.П. Чехова. Но и потому, что ему предстоит воплотить те масштабные планы, которые он наметил, когда приступил к должности художественного руководителя в 2021. Большие гастроли в Санкт–Петербурге были в их числе. Три спектакля, которые с 25 марта по 1 апреля смогут увидеть петербуржцы, относятся одновременно и к «новому», и к «старому» МХТ. Это очень свежие постановки, премьеры 2021 года, которые, при этом, наделены всеми классическими «мхатовскими» чертами, как то: вневременное и остроактуальное содержание, участие именитых актеров и пронзительность, заставляющая одновременно смеяться и плакать.
Премьера спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» в МХТ состоялась 16 октября 2021 года. Пьеса Виктора Крамера, написанная при участии Константина Хабенского, представляет собой творческую переработку всего разнообразия источников, повествующих о жизни Мюнхгаузена – от Рудольфа Эриха Распе и современников до Григория Горина и Марка Захарова. «Тот самый Мюнхгаузен» в трагичной комедии Крамера/Хабенского оказывается человеком, который вынужден заново придумывать мир, будучи не в силах его изменить.

ФОТО Екатерины Цветковой
Крамер и Хабенский вместе делают спектакль не впервые. С 2016 года на сцене театра «Современник» идёт их фантазийная постановка «Не покидай свою планету» по «Маленькому принцу» Антуана де Сент–Экзюпери. Но их сотрудничество началось гораздо раньше — в 1998 году в Санкт–Петербурге на спектакле «Гамлет» авангардного театра «Фарсы», работавшего под крышей «Балтийского дома». Во всех совместных работах авторы уделяют особое внимание сценографии и саундтреку. Так, во «Враках» звучат композиции от «Ты прощай моя милая» 1–го эскадрона Кавалергардского полка до селективных Penguin Café Orchestra и Мередит Монк. Сценография Виктора Крамера футуристична, спектакль начинается с разрушения моста и заканчивается полетом на воздушном шаре. Увидеть и услышать все это на сцене Александринского театра можно будет 25, 26 и 27 марта.
«Камера, мотор, начали!» – с этого начинает свой спектакль Рената Литвинова. «Звезда вашего периода». Это история кинодивы в прошлом, мечтающей о возвращении к славе, заточенной в самом центре гротескного советско–голливудского собирательного киномира. Главная героиня Маргарита Леско, «звезда вашего периода», которую уже мало кто помнит, живет в иллюзорной реальности, в которой она по–прежнему обожаема миллионами поклонников и окружена молодыми любовниками, где она пишет бесконечный сценарий будущего киношедевра и меняет фантастической красоты платья. Обобщение на грани самопародии и одновременно невероятно эстетская история, «Звезда вашего периода» – это второй авторский проект Ренаты Литвиновой в Московском Художественном театре (где она одновременно выступает как драматург, режиссер и исполнительница главной роли) – и дебют на Основной сцене театра. В спектакле ее самобытность как сценариста, режиссера, актрисы, острая беспощадная ирония и красота раскрываются как никогда раньше. Сама создательница назвала спектакль оммажем фильму Билли Уайлдера «Бульвар Сансет» 1950 года, а себя сравнивает с Чарли Чаплиным или Орсоном Уэллсом: «Делаю все и все контролирую».

ФОТО Александра Иванишина
«И это будет триллер и пронзительная драма одновременно, про вечные поиски любви, про актуальность, про то, что у всех своя скорость старения, и про Личность, которая оправдывает всю прожитую жизнь и про которую скажут: «…Она была великой звездой вашего периода…» – говорит Рената.
Композитором спектакля стала Земфира Рамазанова.
Увидеть Ренату Литвинову на сцене Александринского театра можно будет 31 марта и 1 апреля.
И, наконец, третий спектакль гастрольной программы – «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» – будет показан 29 марта 2022 года. «Вальпургиева ночь» – единственная законченная пьеса Венедикта Ерофеева. События в ней происходят накануне Первомая в психиатрической клинике и навеяны воспоминаниями автора пьесы от пребывания в больнице им. Кащенко. Хотя, конечно, все не так линейно и автобиографично. Здесь сплетаются литературные аллюзии к Пушкину, Гете, Шекспиру, Чехову с его «Палатой номер 6», Кену Кизи с его каноническим «Гнездом Кукушки», лихой забубенный ерофеевский пафос, исторические параллели (узники психушки – диссиденты – враги системы). Здесь ценители увидят образ русского алкоимпрессионизма в его самом ярком, смешном, буйном и горьком воплощении.

ФОТО Екатерины Цветковой
Критики неоднократно отмечали дуэт Дмитрия Назарова и Игоря Верника в амплуа завсегдатаев скорбного дома.
Кроме того, Игорь Верник написал музыку к ряду песен в спектакле, а Дмитрий Назаров сделал специальный поэтический перевод песни Go Down Moses, более всего известной в исполнении Луи Армстронга.
Кроме трех спектаклей МХТ им. А.П. Чехова привезет в Петербург и выставку из экспозиции своего легендарного музея. Она будет проходить в фойе Александринского театра.
Материалы рубрики
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге с 14 по 31 мая
Фестиваль «Город муз» проходит в Петербурге и Ленобласти
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии