В Академической капелле прошел фестиваль-конкурс им. Георга Отса

В камерном и главном залах Академической капеллы прошел IV Международный музыкальный фестиваль-конкурс им. Георга Отса. Без «Гран-при», но с тремя парами перспективных юношей и девушек на каждом из трех призовых мест.

В Академической капелле прошел фестиваль-конкурс им. Георга Отса | ФОТО Евгении БОРГАРДТ/предоставлено пресс-службой конкурса

ФОТО Евгении БОРГАРДТ/предоставлено пресс-службой конкурса

Как сказал в своем напутственном видеообращении к конкурсантам Арне Микк, друг Георга Отса, «народ и артисты хотят быть живьем в зрительном зале и на сцене: в этом залог успеха и взаимного понимания». Конкурс был перенесен с привычного жаркого июля на холодный ноябрь, и, как многим культурным проектам сегодня, его организаторам пришлось действовать согласно меняющимся обстоятельствам. Но даже среди собранных участников не всем удалось дойти до Капеллы. Конкурсантов в итоге осталось 65. Все они на этот раз представляли только Россию, скорректировав статус международности.

Главные перемены случились на территории оперетты и песни, которые были изначально задуманы как часть конкурсного имиджа, поскольку Георг Отс получил народную известность благодаря уникальному дару исполнителя-песенника и кинороли Мистера Икса в одноименном фильме по оперетте «Принцесса цирка» Кальмана. Но обе номинации – «Оперетта» и «Песня» – требуют дополнительного времени и соответствующих ресурсов, которые откладываются до лучших времен.

В этом году нашел своего обладателя Специальный приз им. Г. Отса. Им стал лирический баритон из Красноярска Севастьян Мартынюк, наследующий еще и традиции безвременно ушедшего Дмитрия Хворостовского – Георга Отса нашего времени. По культуре исполнения, красоте голоса Мартынюк превосходил многих своих коллег. Приз Отса можно было бы вручить и баритону Артему Савченко, который запомнился на всех трех турах исключительной стабильностью исполнения, академичностью выучки и высокой исполнительской культурой. Артем, ученик баса Николая Охотникова и баритона Эдема Умерова, стал лауреатом второй премии (70 тысяч рублей), которую разделил с меццо-сопрано из Уфы Назгуль Ибрагимовой.

Мужское жюри в составе Юрия Лаптева (председатель), Сергея Лейферкуса, Павла Бубельникова, Эйюба Кулиева и Алекса Григорева не поскупилось на призовые места для меццо-сопрано – голоса, к которому женщины в жюри относятся, как правило, наиболее критично. Так, на конкурсе Елены Образцовой за многие годы до финала и лауреатских званий удавалось доходить очень немногим меццо-сопрано, в чем сказывалась ревность искушенных экспертов к этому типу голоса. Назгуль показала в финальном туре универсальную направленность своих вокальных умений, исполнив и травестийную арию Секста Parto parto из «Милосердия Тита» Моцарта, и арию совсем из другой оперы – принцессы де Буйон из «Адрианы Лекуврер» Чилеа.

Третью премию (50 тысяч рублей) разделили самая молодая (22 года) финалистка Дария Гаврилова, студентка 1-го курса петербургской Консерватории по классу Владимира Ванеева, с басом Рустамом Касимовым из Нижнего Новгорода. Дария уже на первом туре привлекла внимание яркостью тембра, красотой вибрато. Она подкупила жюри и слушателей широтой улыбки и эмоциональной открытостью в вальсе Мюзетты из «Богемы» Пуччини и арии Памины из «Волшебной флейты» Моцарта.

Конечно, финалисты мечтали спеть с настоящим симфоническим оркестром, но по причинам, не зависящим от организаторов конкурса, от услуг оркестра пришлось отказаться, оставив на сцене лишь рояль.

Первая премия (100 тысяч рублей) ушла пополам к меццо-сопрано Дарье Черний и басу Алексею Кулагину. О педагоге Дарьи можно было догадаться, даже не заглядывая в буклет: так отчетливо просматривались в манере артикулировать и в ее вокальных красках черты знаменитой Ирины Богачевой, принесшей славу петербургской вокальной школе. Дарья исполнила две хитовые арии из репертуара Богачевой – рассказ Азучены из «Трубадура» Верди и Acerba volutta принцессы Буйонской из «Адрианы Лекуврер» Чилеа.

Выпускник петербургской Консерватории по классам Николая Охотникова и Эдема Умерова 26-летний бас Алексей Кулагин порадовал тех, кто ждет от конкурса открытий новых талантов. Оперный бас созревает не сразу, и Алексей этот неторопливый, но неуклонный рост убедительно продемонстрировал. Он захватил зал мощью своего вокального дара в арии Банко из «Макбета» Верди и арии Лепорелло со списком из «Дон Жуана» Моцарта.

#музыка #конкурс #концерт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (6804) от 12.11.2020 под заголовком «Маски конкурса Отса».


Комментарии