Ушастый эстет. Заяц по имени Ампир выставлен в Царском Селе

«Какая грация!» - словно восклицает вальяжный серый заяц, который застыл в восхищении перед беломраморной нимфой в царскосельском парке. Зайца зовут Ампир, он - большой эстет. А придумала его Нелли Петрова, главный художник Императорского фарфорового завода. Ее персональная выставка «И земля, и небо» открыта сейчас в музее-заповеднике «Царское Село» - в Стасовском (Предцерковном) зале Екатерининского дворца.

Ушастый эстет. Заяц по имени Ампир выставлен в Царском Селе | ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

На вернисаже декоративную тарелку «Какая грация!» преподнесли в дар музею. В фондах ГМЗ есть и блюдо «Заяц по кличке Ампир».

Как сказала на открытии выставки Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село», ушастый эстет Ампир стал одним из символов музея.

С ГМЗ «Царское Село» художница дружит давно. В 2003 году специально для Тронного зала Екатерининского дворца она создала сервиз «Царскосельский», а в 2010 году, к 300-летию Царского Села, под ее руководством были воссозданы предметы собственного сервиза императрицы Елизаветы Петровны.

- Царское Село - это важная часть моей жизни, место вдохновения и отдыха. Моя семья переехала из Заполярья и долгое время жила в Пушкине - до 1975 года. Именно здесь прошли мои годы подготовки к поступлению в Мухинское училище. На моих глазах шли работы по реставрации дворцовых интерьеров. И сейчас я стараюсь приезжать сюда как можно чаще, - говорит Нелли Петрова.

Ее декоративные блюда можно назвать картинами, только выполнены они не на холсте, а на фарфоре. Чаще всего художник работает в технике подглазурной полихромной росписи. Ярким цветам предпочитает сепию - оттенки серого и коричневого, мягкие светотеневые переходы и эффект сфумато, который делает реальное чуточку нереальным, четкое - призрачным, твердое - зыбким.

Сегодня весь мир одержим селфи. Люди бесконечно запечатлевают себя с помощью смартфонов. А вот в изобразительном искусстве, как ни странно, жанр портрета встречается крайне редко. Тем удивительнее встретить эту «уходящую натуру» в фарфоре. На выставке вы увидите несколько женских портретов - тонких, нежных. Петербургский модельер Татьяна Котегова запечатлена с высокой прической, делающей ее похожей на дам XVIII века. В углу портрета - крошечный портновский манекен как знак цеховой принадлежности к искусству высокого шитья. Сама Татьяна была на вернисаже - ярко-рыжая, как всегда, одетая во что-то черное и невероятно элегантное - и послушно позировала перед камерами на фоне своего фарфорового двойника.

В этом году Россия отмечает 275-летие отечественного фарфора. Русский фарфор, формулу которого изобрел Дмитрий Виноградов, - третий в Европе после Мейсена и Севра. Среди работ Нелли Петровой - сервиз «Виноградов», посвященный памяти ученого, подарившего России этот замечательный материал.

Когда говорят о фарфоре, часто упоминают о его хрупкости. Нелли Петрова на вопрос о свойствах фарфора отвечает: хрупкий, капризный, но при этом - твердый. Действительно, многие музеи, включая и ГМЗ «Царское Село», хранят императорские сервизы. Странно думать, что хрупкий фарфор уцелел, а Российская империя, которая казалась такой незыблемой и могущественной, разбилась вдребезги.

Читайте также о том, что в Петербурге открывается выставка работ фотографов-натуралистов.

#Царское Село #выставка #фарфор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 096 (6449) от 30.05.2019 под заголовком «Заяц по имени Ампир».


Комментарии