В Петербурге открылась выставка фотографии «Восприятие-2019»

Должна ли фотография отображать мир или лишь представления фотографа об этом мире? Есть ли границы допустимого отрыва от реальности и перехода в некое нерасшифровываемое качество, которые многие «непосвященные» отважно называют грубоватым словом «выпендреж»? Обязан ли вообще художник думать о зрителе или его должна занимать лишь возможность свободы самовыражения? И все ли «безумства» можно оправдать непобиваемым аргументом: «А я вот так вижу, и все - от винта»? Эти вопросы невольно возникают на только что открывшейся шестой выставке секции фотографии Санкт-Петербургского творческого союза художников «Восприятие-2019».

В Петербурге открылась выставка фотографии «Восприятие-2019» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как и на всех предыдущих выставках, здесь сохраняется базовый принцип демократизма - пускай, мол, растут все цветы. Среди 27 участников - и приверженцы традиционной техники, и утонченные стилисты, и начинающие новаторы, и закоренелые авангардисты, привычно растаптывающие мир «до основания». Однако даже не очень искушенный зритель, в течение последних лет наблюдающий за процессом, отметит явную тенденцию: технические изыски все больше вторгаются в творчество, а порой и вовсе подменяют его. Фотограф без компьютера сегодня вроде как уже и не совсем фотограф.

Интуитивно понятно, откуда это берется. В эпоху, когда технически качественный снимок может сделать любой ребенок, профессионалы, отдавшие фотографическому ремеслу жизнь (или по крайней мере лучшие ее годы), хотят «отделиться от толпы», сохранить свою элитарность. И тут уже, что называется, кто во что горазд.

Вот состоящая всего из трех фотографий «интеллектуальная» серия «В ожидании Годо» Валентины Милиной. Черно-белая гамма, скупой пейзаж, необычная пластика изящной женской фигуры. Театр абсурда, отсыл к известной пьесе Беккета. Здесь компьютер если и «побывал», то очень незначительно и аккуратно. И дело совсем не в нем, а в философском подтексте, изящно «выточенной» идее.

А вот Татьяна Никольская самоутверждается иным образом. Она использует очень сложную технологию «Ван Дейк». Специальным образом изготавливает светочувствительную фотобумагу, с помощью принтера получает увеличенный негатив кадра на прозрачной пленке, прикладывает его к этой бумаге, освещает... Получается некая необычная монохромная цветовая гамма. Профессионалы, правда, говорят, что такой же эффект можно получить, используя обычные фильтры. Но...

- Как вы не понимаете! - горячится Артур Ионаускас, учитель Никольской, организатор частной фотошколы. - Здесь фотограф вручную проходит всю технологическую цепочку, он буквально вкладывает душу в свое творение. Фотография получается одухотворенной, «теплой», а это совсем другое дело...

Спорить с такими аргументами, конечно, трудно. Ибо уже непонятно, где кончается творчество и начинаются технологии. Можно ли самый заурядный кадр сделать «гениальным» за счет технической обработки? Таких попыток, кстати, даже в рамках этой небольшой выставки просматривается немало. Намеренная расфокусировка, смазанное длинной выдержкой изображение, бесформенные цветовые пятна, разнообразные коллажи. Что это - создание некоей новой реальности или попытка скрыть за якобы авангардной формой отсутствие яркой художественной идеи? Автор такого снимка, конечно, считает, что это прорыв в новое измерение, а может, это просто «голый король»?

А вот попытка «улучшить жизнь» там, где, казалось бы, улучшать ничего не надо. Группа фотографов съездила в творческую поездку в Северную Норвегию. Фантастической красоты пейзажи - скалы, море, озера... Но большинство снимков - как будто иллюстрации к фэнтези. Поработал компьютер... Это не репортаж, утверждают авторы, это художественные произведения. Наши ассоциации по поводу увиденного. Но что ценнее для зрителя - увидеть край, где он никогда не побывает, таким, как он есть, или оценить оригинальность авторского подхода? Спорь до посинения - ответа нет.

Вход свободный.

Читайте также о выставке фотографии неизвестного Петербурга. 

#фотография #выставка #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 071 (6424) от 18.04.2019 под заголовком ««Улучшаем» жизнь».


Комментарии