Только на сайте

«Стакан воды»-XXI. Рецензия на фильм «Фаворитка»

В «Ленинград Центре» прошла премьера фильма Йоргоса Лантимоса «Фаворитка». Историческое полотно главного представителя «новой греческой волны» вырвалось в лидеры сезона кинонаград. Десять номинаций на премию «Оскар» тому подтверждение.

«Стакан воды»-XXI. Рецензия на фильм «Фаворитка» | Фото: кадр из фильма

Фото: кадр из фильма

Данная картина – явление контрастное на фоне предыдущих работ режиссера: антиутопии «Лобстер» и трагедии «Убийство священного оленя». Это первый проект Лантимоса, снятый не по собственному сценарию. Тем не менее, постановщик остался верен своему авторскому стилю, в котором часто отмечают некую долю абсурда. С первых минут становится ясно, что фильм не поставишь в один ряд с чопорными «костюмными» историческими драмами.

Действие разворачивается в XVIII веке. Во главе Англии стоит королева Анна (Оливия Колман). В силу своей болезненности она почти во всем доверяет своей близкой подруге леди Саре Черчилль, герцогине Мальборо (Рэйчел Вайс). Однажды при дворе в поисках работы появляется ее кузина Эбигейл (Эмма Стоун). Из кухни, где она драит полы, девушка перемещается прямо в царские покои и плетет интриги в борьбе за звание главной фаворитки королевы.

Во многом «Фаворитка» – более радикальный взгляд на историю, чем советский фильм «Стакан воды», снятый на основе тех же событий. Здесь прослеживается как политический подтекст, так и поклон в сторону активно прогрессирующего феминизма. Немногочисленные герои-мужчины в «Фаворитке» маячат где-то на фоне, но особого участия в развитии сюжета не принимают.

Им противопоставляются три сильных женских персонажа, конкурирующих друг с другом. Безвольная королева Анна подстраивается под окружающую действительность, почти не имеет собственного мнения и крайне доверчива. Леди Сара неспроста в большинстве сцен появляется в мужских костюмах. Для нее слова о неравенстве – пустой звук, ведь ей самой нет равных. Героиня Эммы Стоун – главная хищница в этом абсурдном и жестоком зверинце. Она растерзает любого исключительно ради собственной выгоды.

Операторская работа Робби Райана только подчеркивает, что происходящее на экране – это фантазия на выбранную тему. Виртуозно сняты сцены, где источником света является одна свеча. Общий несерьезный характер происходящего удерживает съемка а-ля «рыбий глаз».

В итоге главным участницам этого противостоянии так и не удастся разорвать замкнутый круг. Победителем из женского любовного треугольника не выйдет никто. К тому же на фоне общей трагедии режиссер размышляет о любви со свойственным ему остроумием. Той, которая не терпит притворства и метит не в бровь, а в глаз. Прямо как и сам Лантимос, которого обвинить можно в чем угодно, но только не в отсутствии искренности.

Ранее мы опубликовали рецензию на фильм «Зеленая книга», также претендующий на звание лучшей картины на премии «Оскар».

#рецензия #премьера #кино

Комментарии