В «Манеже» появился «Христос в темнице»

ЦВЗ «Манеж» открыл выставку деревянной скульптуры из четырнадцати музеев страны - «Христос в темнице».

В «Манеже» появился «Христос в темнице» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Пространство выставочного зала погрузилось в полумрак. В аванзале занавес с видео сумрачного леса с колышущимися деревьями, из таких вырубались скульптуры. На первом этаже статуи расселись на пьедесталах. Наверху расположились в решетчатом лабиринте, в центре которого символический дворик с фигурой Спасителя в тесной деревянной «темничке».

Как вспоминает куратор проекта ректор Академии художеств Семен Михайловский, первоначально была идея сделать выставку русской скульптуры. Потом остановились на скульптуре деревянной. Замысел продолжали сужать и свели к одной теме - «Христос в темнице».

Сюжет редкий в православной иконографии - заточение Иисуса Христа перед восхождением на Голгофу. Страждущего Христа изображали сидящим с терновым венком на голове и часто с прижатой к щеке правой рукой.

Но если Голгофа с распятым Христом стала неотъемлемой частью православного храма, «Спас Полунощный» («Христос в темнице») не получил широкого распространения. Узенькие «темнички», которые были неотъемлемой частью скульптур и напоминали о заточении Спасителя, крайне редки даже в музейных собраниях.

Большая удача, что на призыв принять участие в выставке откликнулись и дали вещи из своих фондов четырнадцать музеев.

- Этот проект - заслуга организаторов и музейного сообщества. Мы вместе рискнули, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Третьяковской галереи Наталия Шередега. - Скульптура в древнерусском искусстве - редкая тема для музейных показов. В отличие от живописи она более хрупкая, требует особых условий хранения, транспортировки, температурного и влажностного режима. Памятников древнерусской деревянной скульптуры сохранилось мало. Образ «Христос в темнице» имел недолгое распространение - XVIII - XIX века. Мы плохо знаем, как бытовали эти памятники. В коллекции древнерусской скульптуры Третьяковской галереи восемь изображений Христа в темнице. Два участвуют в выставке. Они поступили в музей из частного собрания, впервые выехали за пределы Москвы.

Надо было придумать, как показать в «Манеже» скульптуры, которые в храмах не прижились, в музейных фондах сидят одна возле другой или лежат на полках. Дизайнер Антон Горланов предложил основной мотив - решетка, за которой томятся и в реальной тюрьме, и в символической «темничке».

Поиск общего пространства привел к лаконичному и понятному решению. Каждая скульптура «присела» на металлический контейнер, наполненный небольшими камнями. Крупные камни разложились на полу в средней части зала. Первые посетители - музейщики обратили внимание на мистику чисел. Двенадцать камней, тридцать три скульптуры.

Они вырезаны безымянными мастерами, одни очень умело, другие грубо, почти гротескно. Лица выражают страдание, смирение, жертвенность...

- Эта скульптура - образ конкретного человека, - говорит президент Пермского художественного музея Надежда Беляева. - Я думаю, резчик ваял статую для церкви, а думал о конкретном человеке. Он делал скульптуры похожими на людей. Ценность выставки в том, что мы видим разного Спасителя. У каждого свои черты.

В целом выставка получилась драматичной, многозначной и неперегруженной. Распятие, ее завершающее, появилось в «Манеже» незадолго до вернисажа. В первоначальных планах его не было. В последний момент стало ясно: без него не обойтись.

#Манеж #выставка #религия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 009 (6362) от 21.01.2019 под заголовком «У Спасителя много лиц».


Комментарии