Тяжелый свет стрит-арта. В Петербурге открылась выставка «Хоть стой, хоть падай»

В Музее стрит-арта открылась большая выставка под названием «Хоть стой, хоть падай». Она будет работать все лето и даже дольше - до 13 октября.

Тяжелый свет стрит-арта. В Петербурге открылась выставка «Хоть стой, хоть падай» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Музей стрит-арта располагается на территории действующего завода, временные выставки проходят в когда-то заброшенных, а потом благоустроенных корпусах и вокруг них. Каждый раз, когда создается новая экспозиция, старые работы закрашиваются, новые занимают их место.

В летней выставке 2019 года приняли участие более 40 художников из России и стран Европы. Среди них не только стрит-артисты и граффити-райтеры, но и представители более традиционных видов искусства и даже тату-мастера. «Привлекая авторов к проекту, мы предлагали им создать что-то не свойственное для себя, - объясняет куратор выставки петербургский художник Максим Има. - Тот, кто привык работать в мастерской или студии, рисовал на стене, и, напротив, тот, чьи работы живут только на улице, попробовал себя в видео-арте, создании инсталляций или перформансе».

Основная тема задана названием экспозиции - «Хоть стой, хоть падай». Участникам было предложено «высказаться об удивительных и парадоксальных вещах, которые мы наблюдаем вокруг» (начиная от глобальных катастроф и политических коллизий и заканчивая современным искусством). И о тех чувствах, в которые они нас повергают (от недоумения до ужаса или восторга).

Результатом Максим Има доволен. Во-первых, огромная площадка, отведенная под выставку, сейчас воспринимается зрителем как единое пространство - другой Петербург, в котором уличное искусство обернулось градообразующим фактором. («Работа куратора - это одно большое произведение искусства, созданное с помощью коллектива», - считает художник). Во-вторых, хотя среди объектов есть те, что внятны только знатоку стрит-арта, большинство все же вырывается из всех рамок. А значит, может быть воспринято, осмыслено и пережито любым, чьи сердце и разум открыты для нового опыта и новых впечатлений.

Самая крупная и самая яркая из работ - «Сумрачный лес», созданный Валерием Пушницким на стене большого ангара. Название отсылает к «Божественной комедии» Данте:

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

Однако леса как такового мы не видим. Художник изобразил на кирпичном «холсте» некое подобие спортивной площадки, окруженной забором-решеткой (вполне узнаваемой). От ее частой сетки рябит в глазах, и кажется, что плоскость стены покрылась мелкими волнами, как вода под ветром. Внутри нарисованной «клетки» нет ничего, кроме двух баскетбольных корзин, зато снаружи - звездное небо. И странные гирлянды растений, оплетающих как реальные части фасада (порталы дверей, выступы, трубы), так и прутья нарисованной решетки. В конце концов, сумрачный лес оказывается интереснее и прекраснее мирка, ограниченного железными прутьями (логики? социальных условностей? привычек?).

Самый красивый из объектов - C est la vie Анатолия и Юрия Зеленских, работающих под псевдонимом Ztwins (на снимке). На черной (словно опаленной пожаром) стене - тень храма. Собор Парижской богоматери узнается безошибочно. Изображение нанесено белой краской из огнетушителя и, кажется, все еще течет по стене сотнями бесплотных струек. В композицию виртуозно вписаны большие окна, в стеклах которых отражаются и небо, и кафе напротив, и работы других участников проекта. Удивительно, но этот безнадежно печальный сюжет не ввергает в уныние. Получившаяся на выходе картинка так хрупко, отчаянно прекрасна, что даже самый мрачный пессимист, глядя на нее, вдруг почувствует - выход есть.

Самое сильное воздействие (к сожалению, не только эмоциональное, но и физическое) оказывает творение Славы Ptrk с говорящим именем «Терпи!». Человек заходит в абсолютно темную комнату, и навстречу ему, обжигая глаза, вспыхивают ослепительно яркие прожектора. Из их тяжелых огней складывается слово. Нет, не «вечность». Месседж понятен - многие из нас всю свою жизнь строят на зыбком, подобном болоту фундаменте терпения (вспомним классическое «Жить надо не для радости...»).

Самое завораживающее впечатление производит инсталляция «Плоскость мышления», автор - Владимир Абих. Перед нами - лента Мебиуса, в которую свернут обыкновенный уличный забор из гофрированной стали. Во-первых, это неожиданно красиво. Во-вторых, интересно - овеществленная метафора бесконечности бытия, отсутствия любых границ, возможности вывернуть на мифическую изнанку самое прозаическое из жизненных явлений.

Надо честно признать, что мрачных прогнозов, пугающих предсказаний и кривых зеркал, отражающих исключительно темные грани действительности, на выставке больше, чем добра и позитива. Современные художники, стрит-артисты и не только, предпочитают шоковую терапию. Но, на удивление, в памяти остается не мрак, а свет. И тот, который призывает не быть слишком терпеливым, и тот, что учит (помогает) наслаждаться жизнью, мыслями, чувствами и уличным искусством.

#выставка #музей #стрит-арт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (6463) от 20.06.2019 под заголовком «Тяжелый свет стрит-арта».


Комментарии