«Царское Село» передало «Гатчине» 19 предметов

Вчера в жизни двух музеев-заповедников произошло важное событие: «Царское Село» передало «Гатчине» 19 предметов, часть которых относится к исторической коллекции Гатчинского дворца. Остальные специально отобраны в фондах «Царского Села» для того, чтобы дополнить новую экспозицию «Гатчины».

«Царское Село» передало «Гатчине» 19 предметов | ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Царское Село»

ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Царское Село»

– Наши музеи связывает общая драматичная судьба – военные разрушения и долгая история восстановления, – говорит директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. – После Великой Отечественной войны спасенные предметы пригородных музеев находились в объединенном хранилище пригородных музейных фондов. Оттуда они распределялись по музеям далеко не всегда в соответствии с «исторической пропиской». Мы считаем правильным передавать коллегам на временное хранение предметы, чтобы они экспонировались в родных стенах.

Чибеи Д.И. Барельеф 'Екатерина II' XVIII в.jpgФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Царское Село»

Главный раритет в числе «меняющих прописку» – барельеф XVIII века «Екатерина II» скульптора Джованни Антонио Чибеи. До Великой Отечественной войны он находился в Туалетной Марии Федоровны в Гатчинском дворце. Эта комната открылась для посетителей в 2007 году, но место барельефа над камином долгое время пустовало. Последние годы ГМЗ «Царское Село» несколько раз предоставлял мраморный портрет для показа в «Гатчине», и вот наконец изображение Екатерины II навсегда (единственный из предметов – именно навсегда, а не временно) возвращается на свое историческое место (на снимке).

Среди переезжающих в Гатчину на временное хранение предметов есть несколько, также до 1941 года находившихся в Гатчинском дворце. Это три бронзовые скульптурные группы, созданные выдающимися скульпторами-анималистами второй половины XIX века. Их объединяет тема охоты – любимого занятия многих членов императорской семьи, в том числе императоров Александра II и Александра III.

Скульптура «Лисинский медведь» – память о реальном событии, произошедшем с императором Александром II на охоте близ деревни Лисино в 1865 году. Она выполнена Николаем Либерихом и отлита на бронзолитейной фабрике Роберта Кохуна в Петербурге в честь счастливого избавления императора от опасности. Надпись на подставке свидетельствует об этом событии. Скульптура была необычайно популярна, неоднократно тиражировалась, в том числе в чугуне, была представлена в списке произведений Либериха на Лондонской международной выставке в 1872 году. В Арсенальном зале Гатчинского дворца ей было отведено особое место, для нее специально был заказан металлический кронштейн.

Скульптурная группа «Шотландский охотник с убитой лисицей в руках», созданная в Париже французским скульптором Мэном в 1861 году, до эвакуации находилась в комнатах Александра II в Арсенальном каре Гатчинского дворца, интерьер которых не сохранился. В тех же комнатах находился и «Бегущий охотник с собаками» – скульптура западноевропейской работы (на снимке внизу).

Среди предметов мебели, переехавших в Гатчину, – напольные часы, изготовленные в Великобритании во второй половине XVIII века, и две подставки отечественного производства 1910-х годов. Это типичные вещи для обстановки особняков и дворцов второй половины XIX века, где можно было встретить предметы различных стилей, времени и назначения. В частности, английские напольные часы из красного дерева соседствовали с украшенными латунными тягами парными подставками в стиле «русский Жакоб», которые служили пьедесталами для разнообразных осветительных приборов, скульптуры малых форм, предметов из фарфора.

Также в Гатчинский музей-заповедник отправились шесть подсвечников из металла и позолоченной бронзы и изготовленный в России чернильный прибор конца XIX века. Подобные «кабинетные» предметы использовались в жилых интерьерах.

Поступившие из «Царского Села» вещи будут экспонироваться в Арсенальном зале Гатчинского дворца – самом просторном помещении Арсенального каре. Этот зал в ХIХ веке во время пребывания императорской семьи в Гатчине становился центром дворцовой жизни. Массивные столбы-пилоны условно разделяют пространство и создают отдельные уютные уголки. В одном прямо к потолку крепились качели; в другом была установлена деревянная катальная гора «Парнас» с отполированной поверхностью для скольжения; в третьем круглый стол был окружен мягкими креслами с красной бархатной обивкой, где дамы читали вслух и занимались рукоделием; в четвертом мужчины играли на бильярде... К сожалению, многое из подлинной обстановки не было эвакуировано, а сохранившиеся предметы после войны оказались в собраниях других музеев.

Реставрация зала завершена в прошлом году, сейчас идут работы по оформлению постоянной экспозиции.

#Гатчина #Царское Село #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 17 (6855) от 02.02.2021 под заголовком «Матушка вернулась в Гатчину».


Комментарии