Тринадцать платьев императрицы. В Павловске показали гардероб Марии Федоровны

Выставка в ГМЗ «Павловск» «Тобой был так украшен свет» представляет гардероб императрицы Марии Федоровны.

Тринадцать платьев императрицы. В Павловске показали гардероб Марии Федоровны | ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

Глазет, муар, блонды - слух публики ласкают исторические названия тканей и кружев, а переливы шелка, пена оборок и роскошь вышивки радуют взгляд.

Слово «впервые» не раз звучало на открытии выставки.

- Впервые удалось представить публике почти весь гардероб Марии Федоровны: сохранилось 15 платьев, 13 из них можно увидеть на экспозиции, - комментирует куратор старший научный сотрудник музея-заповедника Наталья Вершинина. - Отсутствуют лишь коронационное платье из Оружейной палаты и бальное из нашей коллекции, сейчас их реставрируют.

Выставка стала возможной благодаря межмузейному сотрудничеству: кроме «Павловска» платья императрицы из своих коллекций предоставили Эрмитаж и ГМЗ «Гатчина». По словам заместителя заведующего отделом русской культуры Эрмитажа Натальи Гусевой, такая выставка может состояться раз в 100 лет. Исторические платья хрупкие, их редко показывают и тем более перемещают в другие музеи. На просьбу «Павловска» коллеги откликнулись и потому, что в 2019 году исполнилось 260 лет со дня рождения императрицы Марии Федоровны.

В Россию юная невеста Павла Петровича - немецкая принцесса София Доротея Вюртембергская - приехала всего с двумя платьями. Став великой княгиней Марией Федоровной, она обзавелась обширным гардеробом. О моде на французские туалеты напоминают ее домашний и парадный костюмы: возможно, они были созданы в мастерской Роз Бертен, личной модистки французской королевы. Во время визита в Париж графов Северных (под этим псевдонимом Павел Петрович и Мария Федоровна в 1781 - 1782 гг. путешествовали по Европе) Мария Антуанетта познакомила будущую российскую императрицу со своей портнихой, и принцесса заказала десятки модных нарядов.

Но парижские наряды она носила лишь в семейном кругу - домашние обеды, прогулки по Павловскому парку, чтение, встречи гостей. К тому времени Екатерина II распорядилась носить на официальных приемах лишь «русское платье» с откидными рукавами, имитирующее боярскую одежду допетровских времен.

Представленный на выставке «русский костюм» для Марии Федоровны сшили в России, но, бывало, такие платья в национальном стиле заказывали во Франции. Там же была изготовлена кукла «Большая Пандора» в платье начальницы ордена святой великомученицы Екатерины (учрежденный Петром I этот орден просуществовал в России до 1917 года). По этому образцу уже в России для Марии Федоровны был сшит орденский костюм.

Это единственное дошедшее до нашего времени платье начальницы этого ордена. Оно хранится в Павловском дворце, а «Большая Пандора» - в Гатчине. Сегодня такие куклы - музейная редкость. А в XVIII веке они играли роль современных глянцевых журналов и модных показов: «Пандор» посылали состоятельным заказчицам как эталон будущего наряда.

При Марии Федоровне мода менялась несколько раз, и эти перемены видны в представленных на выставке платьях. Туалеты в стиле рококо с утянутым лифом и юбками на фижмах на рубеже XVIII - XIX столетий сменились на ампирные, струящиеся по фигуре одежды с завышенной талией. В 1820-е в моду снова вернулись пышные юбки, но без фижм они приобрели форму колокола. В стремлении сохранить стройность, утраченную после многочисленных родов, Мария Федоровна так сильно утягивала фигуру, что это сковывало движения.

Мария Федоровна любила свои платья, и в духовном завещании подробно разъяснила, кому и что именно нужно отдать - вплоть до белья и кружев. Самые дорогие наряды она распорядилась разделить между церквями при ее подшефных благотворительных институтах, а также между храмами при больницах и госпиталях Петербурга и Москвы. Она следовала старой традиции передавать роскошные одежды в храмы: там их перешивали в облачения для священнослужителей, богато вышитые ткани использовали для украшения церквей.

Родственников Мария Федоровна тоже одарила: ее соболья шуба досталась племяннице Евгении, кружевные вуали и неношеные кружева - дочерям Марии и Анне. Гардероб попроще императрица разделила между фрейлинами, служительницами и швеями.

Благодаря завещанию сохранилось большинство платьев, которые сейчас входят в коллекцию «Павловска». Хотя помог в этом случай. В 1832 году император Николай I после смерти брата - великого князя Константина Павловича, который жил в Варшаве, - повелел разыскать хранившийся у того перстень с прядью волос покойного Павла Петровича. Перстень не нашли (его отыскали в перчатках в Царскосельском дворце), зато обнаружили семь платьев покойной Марии Федоровны, которые были присланы супруге Константина Павловича - княгине Лович.

...От многотысячного гардероба модницы Елизаветы Петровны, не позволявшей себе дважды надевать один и тот же наряд, сохранилось лишь коронационное платье. От Екатерины Великой - венчальное, коронационное и мундирные облачения. Так что предметно изучать историю костюма российских императриц можно, начиная с уцелевших 15 платьев Марии Федоровны. Тринадцать из них до 10 марта можно видеть в ее любимом Павловске.

#выставка #Павловск #одежда #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 003 (6601) от 13.01.2020 под заголовком «Тринадцать платьев императрицы».


Комментарии