Требуется отрасль. Реставрация должна стать предметом государственной заботы

Завершилась Неделя реставрации, по традиции, приуроченная к дню создания Ленинградских архитектурно-реставрационных мастерских.

Требуется отрасль. Реставрация должна стать предметом государственной заботы | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Неподкрепленная мотивация

Год назад круглую дату –  75-летие мастерских –  планировали широко отметить, но помешала пандемия. И нынче многие события пришлось проводить онлайн. Тем не менее состоялись научные конференции, «круглые столы», награждение лучших профессионалов, экскурсии и мастер-классы для всех желающих по программе «Открытый город».

Среди двадцати пяти награжденных знаком «Почетный реставратор Петербурга» –  Борис Игдалов, руководитель мастерской, возрождавшей Лионский зал, Игорь Пасечник, архитектор, руководитель бюро, Мария Рядова, главный архитектор ГМЗ «Царское Село», Алексей Михайлов, заместитель председателя КГИОП. Они помогают нам готовить публикации о наследии.

О приятном –  завершении реставрации Лионского зала в ГМЗ «Царское Село», двух залов в Китайском дворце комплекса «Ораниенбаум» (ГМЗ «Петергоф») –  говорили с подобающим трепетом, но немного. В основном обмен мнениями касался острых проблем реставрационной «отрасли». Умышленно беру последнее слово в кавычки, почему –  в завершение этого материала.

Сначала о финансировании реставрации. На одном из «круглых столов» Антон Иванов, заместитель председателя Петербургского отделения ВООПИиК, напомнил о том, что реставраторы работают по расценкам, смешно сказать, 1984 года. Да, время от времени они умножаются на повышающие коэффициенты. Но в последний раз это происходило почти десять лет назад –  в 2012 году. По словам Иванова, разработана новая система расценок, однако она увязла в «согласовательных» кабинетах.

Такое отношение к реставраторам порождает дефицит кадров, особенно по рабочим специальностям. Один из участников Недели рассказал нашей газете, что ежегодно реставрационные колледжи Петербурга выпускают около ста молодых специалистов. Из них только каждый десятый остается реставратором надолго. Причин много. Бытовые –  мальчики идут служить в армию, девочки выходят замуж. Профессиональные –  реставрационным компаниям со сложившимися коллективами нужны люди с опытом работы, доучивать им некогда и не на чем. Климатические –  на открытом воздухе реставрационный сезон продолжается с апреля по октябрь. А что делать молодому штукатуру или лепщику в остальную часть года? И он уходит на стройку, которая не останавливается зимой. Или начинает работать по частным заказам –  загородный дом, городской интерьер, а то и вовсе выбирает путь свободного художника, ведь его многому научили в колледже. В любом случае в реставрацию такой специалист уже не вернется.

Кстати, по поводу «научили». Нина Шангина, председатель совета Союза реставраторов Петербурга, особо подчеркнула важную роль наставников –  мастеров производственного обучения в колледжах. Они истинные подвижники –  работая в реставрационных фирмах, могли бы получать гораздо больше.

Другая сторона той же «финансовой медали» –  вредность для реставрации 44-го закона о конкурсных процедурах. Профессионалы говорят об этом едва ли не с первых дней введения этого закона. Тут неизбежно снижение качества работ: даже знающие специалисты, вопреки своим навыкам, вынуждены идти на компромиссы по срокам выполнения работ, технологиям, материалам, чтобы выиграть тендер. Не говоря уже о появлении «менеджерских фирм», готовых участвовать в любом конкурсе на любой объект. Главное для них –  получить аванс, а там разберемся.

Еще один юридический вопрос затронул на конференции в Академии художеств Владимир Цой, вице-губернатор Ленинградской области, председатель комитета по сохранению культурного наследия. Отвечая на вопрос о судьбе усадьбы «Белогорка» в Гатчинском районе, чиновник заметил, что памятник нельзя изъять у нерадивого собственника. Усадьба находится в залоге у банка. Поэтому необходимо законодательно запретить закладывать объекты культурного наследия, которые пребывают в неудовлетворительном состоянии. Дом Говинга в Выборге не был в залоге, и сейчас, после изъятия у собственника, доведшего памятник до руин, там начинаются «спасательные» работы.

Юрий Бобров, заведующий кафедрой реставрации живописи АХ, говорил о необходимости готовить специалистов с высшим образованием не только по живописи, станковой и монументальной, как сейчас, но и по металлу, дереву, стеклу, тканям... Однако это пока мечты, а на практике мы видим обратный процесс. Во всяком случае такие намерения. Александр Леонтьев, первый заместитель председателя КГИОП, сообщил, что Минобрнауки опубликовало проект «укрупнения» специальности «Архитектура» в подведомственных вузах. Если этот план будет реализован, то исчезнет специальность «архитектор-реставратор».

В борьбе за молодое поколение

Важной частью Недели реставрации были ежедневные экскурсии и мастер-классы «Открытого города». Из самых интересных назову посещение реставрационной мастерской, где идет работа над бронзовыми элементами декора памятника Николаю I, и практикум по очистке памятника на Смоленском лютеранском кладбище. Реставратор Дмитрий Редькин показал, как пользоваться нейтральным беспенным раствором для мытья камня. На предложение энтузиастов приподнять покосившееся надгробие, пояснил: волонтеры могут заниматься только текущим уходом. Любые серьезные работы требуют проекта, согласованного в КГИОП.

Кстати, об энтузиазме. Как рассказал нашей газете Антон Иванов, который является и руководителем программы «Открытый город», его команда тратит много сил, чтобы привлечь молодежь на экскурсии, субботники и другие события. Цель проста –  заинтересовать их в приобретении в будущем реставрационных профессий. Этому будет посвящена акция в августе –  октябре по мониторингу волонтерами состояния 90 деревянных памятников архитектуры. Примерно в те же сроки студенты СПбГАСУ произведут обмеры трех заброшенных зданий –  дачи Густава Лесснера в Выборгском районе, дома-усадьбы Львовой в Старом Петергофе и жилого дома в Лисьем Носу.

Безответные отношения

В качестве итога необходимо привести недавнее сообщение о создании федерального центра компетенций с участием реставрационных НИИ, музея «Кижи» и Росгосэкспертизы. В комментарии для нашей газеты Михаил Мильчик, заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при городском правительстве, сообщил: «Осторожно отношусь к идее создания центра компетенций, функции которого весьма расплывчаты, да к тому же одного на всю огромную страну, где находятся тысячи памятников архитектуры! На мой взгляд, было бы правильнее вспомнить советский опыт реставрации и создать опорные центры в каждом федеральном округе. Таковым на Северо-Западе был Санкт-Петербургский НИИ «Спецпроектреставрация», который имел филиалы в Пскове и Новгороде. Позже они стали самостоятельными институтами.

Эти организации решали несколько задач. Если говорить высоким слогом –  по осуществлению государственной политики в области реставрации: готовили кадры, разрабатывали методики и проекты реставрации, вели научные исследования, контролировали проведение работ.

Пока обращения профессионального сообщества о создании такого опорного центра в Петербурге остаются без должного ответа. Так же, как и наше предложение выделить реставрацию как предмет государственной заботы (при всем уважении к частным инициативам) в отдельную отрасль. Со своим бюджетом, который может обеспечить реставрационные работы, подготовку специалистов, науку и т. д.».

#реставрация #завершение #Мастерская

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122(6960) от 07.07.2021 под заголовком «Требуется отрасль».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?