Теряем русский характер? Егор Кончаловский – о золотой молодежи и фильме «На Луне»
Как уже знают наши читатели, режиссер Егор Кончаловский снял фильм «На Луне» о столичном мажоре, которого отец, высокопоставленный чиновник, отправил на перевоспитание в медвежий угол нашей необъятной родины. Журналист Елена БОБРОВА поговорила с Егором КОНЧАЛОВСКИМ и выяснила его отношение к золотой молодежи, представителем которой он и сам был когда-то.
ФОТО Артема ГЕОДАКЯНА/ТАСС
- Проект начинал Станислав Говорухин, но реализовать его не успел. Чем же вас зацепила эта история?
- Признаться, я не могу сказать, что изначально она меня так уж сильно зацепила. Но мне было интересно попробовать взглянуть на окружающий мир глазами человека, который родился в XXI веке. Я помню, как в юности считал, сколько же мне будет в 2000 году, и вот уже прошла почти четверть нового столетия. И выросло поколение, которое относится к двадцатому веку так же, как я в свое время к девятнадцатому. Для этого поколения глубокое прошлое то, на чем рос я: Ленин, Гражданская война, Великая Отечественная, противостояние двух мировых систем. Все, это время закончилось именно сейчас, когда во взрослую жизнь стали вступать люди, родившиеся после 2000-го.
- Вы хотите сказать, что Великая Отечественная не перешла в сознание поколения XXI века?
- Не так, как в наше. В советское время часто, как мантру, повторяли: «Лишь бы не было войны», — и для нас за этой фразой стояло гораздо больше, чем может себе представить современный молодой человек.
- Почему же ваши коллеги обращаются к прошлому? Кажется, никогда еще не было так много ретрофильмов.
- Еще не отрефлексировали новейшую историю. К тому же есть нежелательные темы для кинематографа - например, становление наших олигархов. Потом все-таки в нашей истории по-прежнему остается немало дискуссионных, открытых вопросов: та же война, сталинские репрессии, Сталин - великий злодей или строитель империи, как Тамерлан? И хорошо, что все это обсуждается. Другое дело, что нельзя бесконечно испытывать чувство вины за свою историю. Надо просто признать: да, это было. Иначе нация рискует утратить самоуважение, а это очень важно. И самоидентификацию. На мой взгляд, это проблема - то, что молодежь вопрос самоидентификации не волнует. Мы, к сожалению, начинаем терять то, что составляло наш прекрасный русский характер.
- Может, это и неплохо. В конце концов, все мы земляне.
- Не знаю, я бы не хотел, чтобы мы все глобализировались до какой-то одной большой популяции. Что хорошего в том, что везде одни и те же небоскребы, одни и те же магазины, одни и те же кафе? Елисейские Поля абсолютно как Тверская, или как Кингс Роуд в Лондоне. Если мир станет одинаковым, да еще если через лет пять можно будет нажать на какую-нибудь кнопку, и у тебя дома повеет каким-нибудь морским бризом, то мы вообще утратим смысл путешествий.
- Но вернемся к фильму «На Луне». Наверное, то, что именно вам предложили снять эту историю, закономерно. В конце концов, вы тоже золотая молодежь.
- С одной стороны, это так. Но с другой, знаете, в советское время золотая молодежь была другая. Тогда не было принято афишировать свою принадлежность к элите. Отсюда закрытые распределители для номенклатуры, куда входили с черного входа. Да и молодежь тогда на самом деле была не такой уж «золотой». Мой отец, например, свою первую машину не в подарок получил, а купил, причем у деда. А когда они с мамой поженились, бабушка накупила им всяких полотенец-кастрюль, а потом выставила папе счет, мол, верни деньги. У родителей деньги брали именно в долг. И меня, например, никто не отмазывал от армии, где всякое бывало.
И, несмотря на блат, без личных способностей подняться выше определенного уровня было невозможно. Поэтому блага не разрушали молодых людей, выросших в семьях советской элиты. Сейчас же золотая молодежь, на мой взгляд (хотя я не считаю себя очень компетентным), это психически нездоровые, несчастные люди. Мы, несмотря ни на что, оставались внутри красной черты. А они ее уже перешли. Чтобы советскому школьнику подарили «Жигули», такого быть не могло. А даже если и случалось, то не было классовым признаком. А сегодня запросто на 18-летие дарят Range Rover.
Слишком мало прошло времени, чтобы у богатых людей возникла осознанная, пережитая ими необходимость соответствовать своему капиталу, нести за него ответственность. Речь идет о первом поколении, владеющем этими миллиардными капиталами, которые пришли, как правило, очень быстро и не органически.
- Не выстраданы...
- Не то что не выстраданы. Они у кого-то отняты. И отняты они моим поколением. А фильм «На Луне» - об их детях, о том, что с ними происходит. На самом деле главная проблема - не в золотой молодежи, а в «золотых родителях», комбинация их качеств и поступков породила определенный психотип детей, которые не видят барьеров. Это воспитание в итоге их калечит, а кого-то и уничтожает физически, потому что эти молодые люди не могут придумать, что им делать со своей жизнью.
- Вспоминается нашумевшая история о гонках на «Гелендвагене».
- Это джигиты, особая категория. Для них особый шик устроить гонки, пострелять, и им за это ничего не будет. Они умело и круто едут куда-то, и им кажется, что они совершают что-то дерзновенное.
- Но иногда что-то идет не так и происходит то, что произошло с героем вашего фильма, который в итоге сбил человека.
- Отмазывают.
- Эта безответственность и страшна.
- Да! Это действительно самое большое зло в системе заложенного в природе неравенства. Причем, на мой взгляд, это ощущение несправедливости усилилось во всем мире именно после того, как развалился Советский Союз. В нашей стране, в которой правил не золотой телец, стал править именно он, а у Запада исчезла необходимость выглядеть справедливее и человечнее. Мы еще не осознали до конца, но того Запада, который так нас пленил в 1970 - 1980-е годы, его больше нет. Нет того Парижа. Того Лондона. Это все теперь Вавилон, в котором полицейский с автоматом стал привычной фигурой. А ведь в Англии полицейские были безоружны на протяжении 300 лет! Богатые стали мегабогатыми, бедные еще беднее, а средний класс, которым и был замечателен западный мир, съеживается и, похоже, уйдет в небытие. Капитализм дошел до своего предела.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 043 (6441) от 11.03.2020 под заголовком ««Золотые» вчера и сегодня».
Комментарии