Теодор Курентзис вместе с оркестром и хором MusicAeterna исполнил музыку Моцарта

Теодор Курентзис вместе с оркестром и хором MusicAeterna в зале Академической капеллы исполнили две последние симфонии Моцарта и его же Траурную масонскую музыку.

Теодор Курентзис вместе с оркестром и хором MusicAeterna исполнил музыку Моцарта | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Музыка Моцарта идеально ложится на технические возможности и эстетические запросы оркестра Music-Aeterna и его лидера Теодора Курентзиса. Кажется, будто композитор завещал ее именно этим музыкантам. В ней все глубокое подано так светло, легко и динамично, что только бери и играй по правильным нотам, соблюдая нюансы и прочие композиторские указания. Во многом благодаря операм Моцарта эти музыканты вошли в мировую семью, выпустив на лейбле Sony Classical трилогию на либретто да Понте – «Свадьба Фигаро», «Так поступают все» и «Дон Жуан». Они выросли на Моцарте, у которого симфоний больше, чем две известные последние, но именно они стали его главными хитами и сформировали за столетия миф о композиторе. Два этих шедевра написаны так, что концентрируют в себе и то, что накопил музыкальный опыт европейцев на рубеже XVIII – XIX веков, и то, что рвется в будущее.

В знаменитой Сороковой симфонии соль минор невозможно не услышать с первых же тактов щемящей тоски и прощания со своим веком и бега навстречу прекрасному и тревожному Романтизму. В Сорок первой до-мажорной, которая неспроста была поименована современниками «Юпитер», мы сталкиваемся с каким-то фантастически лучезарным парадом планет, слышим их дерзкое космическое вращение, вибрации Солнечной системы. И современников композитора, и тем более все последующие поколения завораживала конструкция симфонического «Юпитера», где так лихо вмонтировано сразу несколько композиторских технологий, множество фактур.

Оркестр MusicAeterna нырнул в Сороковую симфонию так же элегантно, стремительно и грациозно, как ансамбль пловцов высшей лиги на показательных выступлениях по синхронному плаванию. Бег единодушно аккомпанирующих струнных в самом деле навевал ассоциации с движением водной стихии. А если учесть, что между двумя симфониями была исполнена едва ли не впервые в Петербурге «Траурная масонская музыка», то эти ассоциации не могли оказаться случайными, ведь в масонские ритуалы входит посвящение «огнем, водой и медными трубами», которое так красноречиво вписано в историю в опере «Волшебная флейта». Трубы и тромбоны вместе с хором посвященных прозвучали как раз в этой масонской музыке, а огонь Солнца был явлен во всей своей сияющей красе в «Юпитере».

В траурной музыке хор покорял единством вокальной ткани, создававшим иллюзию феноменального пения не многоликого коллектива, а одной соборной личности. Глубокий минор создал сильный контраст, очищение скорбью от осознания потерь и грехов для того, чтобы ярче воссияло то самое «солнце правды», о котором Моцарт написал последнюю симфонию.

Исполнение обеих симфоний показало, что сегодня для Курентзиса и его музыкантов все важнее становится не внешняя сторона самопрезентации, но уход в музыку, игра по внутренним правилам, отказ от позы. Слушатели, привыкшие к эксцентрике поведения этого дирижера, спроецированной, как правило, и на музыку, ждали от интерпретации шедевров чего-то эдакого, но так и не дождались. Да – очень мягкие, как один инструмент звучащие струнные в Сороковой, что встретишь далеко не в каждом российском оркестре. Да – искрометные темпы в Сорок первой. Да – все уже привычные приемы нарастания и уменьшения звука – все это было. Все остальное придумывание экстраприемов исчезло как дым, оставив только самое необходимое – рецептуру Моцарта, которая слишком красноречива, чтобы добавлять к ней еще что-нибудь ей совсем не нужное.

#музыка #концерт #Моцарт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 71 (6909) от 22.04.2021 под заголовком «По рецептам Моцарта».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?