Театры Петербурга после карантина работают по новым правилами

Если при Станиславском МХТ начинался с вешалки, то теперь он начинается – и для актеров, и для публики – с санитайзера. Наконец-то все будут с чистыми руками (а не только с чистой совестью).

Театры Петербурга после карантина работают по новым правилами | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

В питерских театрах, где недавно проходили традиционные сборы трупп, актерам приходится отвыкать от укоренившейся привычки целоваться при встрече. С позапрошлого века острословы прозвали этот ритуал Иудиным днем, что говорит само за себя. Теперь, когда все искренне рады встрече после долгой разлуки, приходится довольствоваться церемонными поклонами, соблюдая дистанцию.

И все же призванное объединять и сближать людей искусство не сдается и находит все новые пути к сердцам. В период карантина проницаемость границ и жанров явно повысилась. Во всяком случае внутри регионов страны. Так, в Александринском театре прошла премьера пьесы немца Хайнера Мюллера в постановке грека Теодораса Терзопулоса. 

Театр-фестиваль «Балтийский дом» провел в Крыму фестиваль национальных театров России. А на московских подмостках все заметнее присутствие петербургских актеров и режиссеров.

Две столицы уже даже не соревнуются, а находят все новые формы сближения (благо путь из Москвы в Питер и обратно стал заметно короче и удобнее). В Театре наций наших звезд скоро будет больше, чем московских, да и как теперь отличить: Виктор Сухоруков наш или не наш? Глава Александринского театра Валерий Фокин больше наш, чем их. Бывший наш режиссер Максим Диденко уже тормошит своими авангардными проектами москвичей, а вслед за ним в том же Театре наций дебютирует вчерашний александринский Хлестаков Виталий Коваленко. А вот кое-кто из москвичей, как, скажем, Максим Матвеев, который готовится к дебюту на сцене Театра Ленсовета, посматривает в сторону севера.

На этом фоне возвращение (как раз к началу сезона в МДТ – Театре Европы) из Америки Данилы Козловского даже неудивительно. Все радует, хотя Матвеев с семьей воссоединяется, а Козловский, напротив, разлучается с новорожденной дочкой (чему виной все тот же вирус, принесший немало огорчений как искусству в целом, так и его служителям в частности).

К междугородним событиям следует отнести и выставку в Музее театрального и музыкального искусства, посвященную Георгию Тараторкину. Тот, кто полюбил его еще в тюзовских спектаклях 1960-х, 

никогда не назовет актера московитом – он наш, и только наш! То же можно сказать, к примеру, и о Лилиан Малкиной, которая, несмотря на смену места жительства, остается «питерской Раневской». Мечты о новых ролях на родной сцене пока не сбываются: границы между Прагой и городом на Неве еще закрыты. Но национальной анимационной премии «Икар» артистка все же удостоилась, получив ее вместе с Татьяной Пилецкой за участие в мультике «Привет, бабульник!».

А вот Михаил Швыдкой, создатель и глава Московского театра мюзикла, идет навстречу многочисленным любителям этого жанра в Северной столице. В его планах – открытие филиала в нашем городе. Несомненно, идея будет поддержана, поскольку на тех мюзиклах, что выходили, например, на сцену Театра музыкальной комедии, еще год назад яблоку упасть было некуда.

Заметили и оценили в Москве усилия питерских книгоиздателей. Так, премия «Театральный роман», учрежденная Центральным государственным театральным музеем им. А. А. Бахрушина, в этом году включила в список номинантов около десятка наших книг о театре. Среди них, разумеется, уникальное энциклопедическое издание «Александринский театр», двухтомник «Театральное наследие» Адриана Пиотровского, книги об актерах Райне Праудиной, Юрии Ицкове и Надежде Живодеровой, о сценографе Татьяне Швец, записи репетиций спектакля «Три сестры» Г. А. Товстоногова и другие.

Что касается непосредственных встреч с актерами, то они тоже вскоре начнутся. И здесь тоже, конечно же, не обойдется без влияния коронавируса. Время изоляции так сблизило семьи, что в театрах всерьез задумались о проблеме отцов и детей. Пока в БДТ трудятся над очередной серией «Трех толстяков» (очевидно, для семейного просмотра), в ТЮЗе выпускают «Мещан» М. Горького. И теперь – вместо некогда блистательно игравшего эту роль Евгения Лебедева – на наших сценах будет два Бессеменова, тоже в исполнении замечательных и очень разных актеров: Юрия Ицкова в Театре на Васильевском и Николая Иванова в ТЮЗе.

Приятно, что возрастные роли, несмотря на неблагоприятную обстановку (то есть вопреки ей), молодеют. Переболев травестией, театры ищут новые трактовки. И если в «Приюте комедианта» короля Лира играла Роза Хайруллина, то в Небольшом драматическом театре шекспировского героя играет ученик Александра Белинского и Льва Эренбурга актер Евгений Карпов. Видно, и у его поколения пришла пора поразмышлять над тем, что наболело в отношениях отцов и детей.

Ну а те, кому недостаточно классических образцов, могут увидеть злободневную историю о сложностях семейных взаимоотношений на Камерной сцене Театра на Васильевском (пока Большая сцена на ремонте). В спектакле по пьесе Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила» стариков, которые не хотят мириться со своим статусом, играют зрелые, но полные сил актеры Татьяна Малягина и Артем Цыпин.

Все это склоняет к мысли, что не санитайзером единым жива культура. Пока там столько прекрасных актеров, слухи о преждевременной кончине театра – сплошной фейк.

#театр #коронавирус #спектакль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (6765) от 17.09.2020 под заголовком «С чего же начинается театр?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?