Семен Спивак: «Театральные люди – как бабочки»

В Доме журналиста состоялась творческая встреча с художественным руководителем Молодежного театра Семеном Спиваком. К слову, мастерской Спивака в текущий Год театра исполняется четверть века, театром он руководит уже 30 лет, а сам Молодежный театр в следующем сезоне отметит 40-летие.

Семен Спивак: «Театральные люди – как бабочки» | ФОТО предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке

ФОТО предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке

Он рассказал о том, почему сначала получил профессию инженера, сколько раз уходил из театров «в никуда», объяснил, отчего «спешить надо медленно». А также пригласил поклонников на премьеру, которая состоится 16 марта.

Как это часто бывает, Семен Спивак пришел в театр не сразу. Хотя полюбил еще в детстве, когда в родном городе - Черновцах - занимался в изостудии Дворца пионеров.

- Однажды я проходил мимо зала, где репетировал детский театр. Остановился, послушал и увлекся. Но, когда окончил школу, родители настояли, чтобы я сначала получил «настоящую профессию». А я родителей чтил. И поступил в ленинградскую Инженерно-экономическую академию. Учился со Славой Полуниным, Анатолием Чубайсом. Исполнив таким образом долг перед родителями, пошел в Театральную академию, - вспоминает Семен Яковлевич.

Потом он попал на практику в Театр им. Ленинского комсомола (ныне - театр-фестиваль «Балтийский дом»). Тогда театром руководил Геннадий Опорков, которого Спивак называет великим:

- Я ему многим обязан. Он, его талант оказали на меня сильное влияние. Опорков развил меня, помог стать режиссером. Ведь режиссер - очень сложная профессия. Он должен быть отчасти и драматургом, и художником, и композитором, и психологом...

После смерти Геннадия Опоркова театр возглавил другой режиссер, и случилось так, что Семен Спивак вынужден был подать заявление об уходе.

- Я ушел в никуда, несмотря на то что у меня тогда была уже семья, маленькая дочь, - говорит Семен Яковлевич. - Без работы я был ровно сутки. А потом мне позвонил Игорь Петрович Владимиров - главный режиссер Театра им. Ленсовета. Сейчас, вспоминая 1980-е, говорят, что главным театром был БДТ. Это не совсем так. Публика очень любила Театр им. Ленсовета. И я любил. Там шли спектакли, которые невозможно было представить в других театрах. Игорь Петрович предложил мне помочь ему с репетициями пьесы Александра Гельмана «Зинуля» - с Ириной Мазуркевич, Владимиром Матвеевым. Я с радостью согласился. Потом мы сделали один из лучших, как я считаю, моих спектаклей - «Я - женщина» с Еленой Соловей. Ну а потом Игорь Петрович меня уволил. И я опять ушел в никуда.

Молодежным театром Семен Спивак руководит уже тридцать лет. Спектакли проходят при полных аншлагах.

На вопрос, можно ли назвать его театр классическим или он все же, скорее, авангардный, режиссер ответил так:

- Мы занимаемся современным театром. Что-то взяли от классического, что-то от авангардного. Золотая середина.

Кроме того, по его мнению, многие совершенно неправильно трактуют термин «авангардный»:

- Ведь авангардное искусство - это нечто совершенно новое. Художник видит то, что еще не видит никто. И это поначалу принимается в штыки, публика не понимает его исканий. А у нас авангардом называют, скорее, эпатаж. Когда полные залы в театре, это не может быть авангардом. Это какой-то искусственный авангард. И именно он почему-то поддерживается критиками, именно эти спектакли выдвигают на премии. А зрителю внушают, что это и есть настоящее искусство.

В Молодежном театре - особая атмосфера. Это театр-дом, театр-семья. Семен Спивак считает, что к артистам, да и вообще ко всем работникам театра, нужно относиться мягко, нежно:

- Театральные люди - как бабочки. В чем одна из сложностей работы режиссера? Ты работаешь не с пишущей машинкой, не с кисточкой и красками, а с людьми. И ты должен каким-то образом сделать так, чтобы они тебя поняли и воплотили на сцене то, что ты чувствуешь и думаешь.

Режиссер шутит, что Молодежный театр - единственный, где женщины рожают детей. Если артистка уходит в декретный отпуск, спектакли, где она занята, снимаются. И ждут, когда она снова вернется на сцену.

- На моей памяти ушли из жизни четыре наших артиста. И все они почти до самой смерти играли на сцене. Театр артистов - место, где они получают теплоту, любовь. И потому тянут до последнего. Например, Леонид Осокин - артист, которого я очень любил. Он ушел из жизни трагически рано - в сорок лет. И за три дня до смерти играл в «Дон Кихоте», покидая для этого хоспис. И играл замечательно!

Режиссер рассказал, как работает над спектаклями.

- Спешить надо медленно, - убежден он. - И мы работаем над спектаклями долго. Да, из-за этого у меня случаются неприятности с чиновниками. Но я бы не мог поставить спектакль быстро. Кстати, Лев Додин тоже раньше репетировал по три года. А если вспомнить Станиславского, то он мог делать спектакль и пять лет. Всему свое время. Невозможно выносить ребенка не за девять месяцев, а, скажем, за три. Вот и спектакль должен созреть.

Сейчас у режиссера - горячая пора. 16 марта в Молодежном театре - премьера. Семен Спивак ставит спектакль «Нас обвенчает прилив» по пьесе французского драматурга Жана Ануя «Ромео и Жанетта». Работа над спектаклем шла почти два с половиной года.

- Мы ставим Ануя не в первый раз, - говорит режиссер (в репертуаре театра есть успешный спектакль «Жаворонок» по пьесе этого драматурга. - Прим. авт.). - В «Ромео и Жанетте» молодой парень делает выбор между размеренной, спокойной жизнью без любви и беспокойной, но наполненной любовью. В пьесе об этом хорошо сказано: если чувствуешь боль - ты жив, если уже нет - тогда ты духовно почти мертв.

Пьеса - смешная и грустная, почти трагическая. Мой любимый жанр - когда все, как в жизни нашей, где радости и горести рядом.

#театр #молодежь #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 045 (6398) от 13.03.2019 под заголовком «Театральные люди как бабочки».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...