Театралам полутора лет. Как создаются кукольные спектакли для детей?

Свой 32‑й сезон открыл театр кукол «Бродячая собачка», один из немногих петербургских театров, где есть постановки даже для тех, кому исполнилось всего полтора года. Этот театр начинался с эксперимента. Его основатели искали новые формы и новые выразительные средства. Со временем театр остепенился, получил статус государственного и постоянную прописку в доме 59 по проспекту Стачек. А в 2000 году его художественным руководителем стала актриса, театровед и режиссер Альфия Абдулина. «Я обратила внимание на то, что в репертуаре петербургских стационарных театров кукол практически нет спектаклей для детей от трех лет, — рассказывает она. — Мы решили восполнить этот пробел и создать театр для малышей с теплой, уютной, семейной обстановкой».

Театралам полутора лет. Как создаются кукольные спектакли для детей? | ФОТО Александра Казакевича / предоставлено театром «Бродячая собачка».

ФОТО Александра Казакевича / предоставлено театром «Бродячая собачка».

Сегодня в репертуаре «Бродячей собачки» больше 40 спектаклей. Большинство из них адресованы тем, кому всего 3, 4 или 5 лет, а некоторое время назад появился и беби-формат («театр на подушках») для малышей от полутора лет. Как работать с такой аудиторией? Об этом диалог Альфии АБДУЛИНОЙ (на снимке) и нашего обозревателя Екатерины ГИНДИНОЙ.

Альфия, как создаются спектакли для совсем юных зрителей? Каковы их основные особенности?

— По времени они должны быть не дольше 40 минут, иначе дети утомляются. Еще одно обязательное условие — динамичность, постоянная смена событий, ­«цепляющая» картинка. Таковы особенности восприятия малышей. Конечно, спектакль должен быть ярким (не случайно же детские игрушки всегда ярко окрашены). Когда‑то я прочитала, что трехлетние дети не воспринимают синий цвет, он кажется им серым, но современные исследователи в этом не уверены. Зато уверены, что детям понятны и приятны яркие краски.

Определенно, в постановке для маленьких не должно быть много текста. Важны ключевые фразы, определяющие развитие сюжета, но если литературный, книжный текст используется в большом объеме, ребенок отвлекается и вернуть его внимание сложно.

Вовлекаете ли вы своих зрителей в действие, в игру?

— В беби-спектакли изначально заложен интерактив. А зрителей постарше и вовлекать не надо, они и так живо реагируют на происходящее! Недавно у нас прошла премьера — «Кот в сапогах» Шарля Перро. Один из героев, Людоед, не любит, когда поют: от песен у него пропадает аппетит. И дети начали петь, актерам пришлось импровизировать, чтобы «удержать зал». И это не единственный пример. В детском театре нет «четвертой стены», артисты всегда должны быть готовы к любым реакциям зрителей.

Дети начала 2000‑х и те, кто приходит к вам сегодня, отличаются друг от друга?

— Дети изменились, изменилось их восприятие происходящего на сцене. Спектакли, которые двадцать лет назад были ориентированы на 5 – 6-летних, сейчас понятны детям трех лет. Именно поэтому у нас возникла идея создать беби-формат для детей от полутора лет. Сегодня у нас три таких спектакля, и мы планируем развивать это направление. Судя по аншлагам, это очень востребовано. Можно сказать, что мы таким образом воспитываем «свою» публику, приобщаем малышей к театру.

Вас смотрят в основном жители вашего района?

— К нам приезжают со всего города, из Петергофа, Красного Села, Пушкина, дальних районов. Многим ехать далековато, но, хотя мы находимся не в центре, у нас вполне удачное расположение: рядом две станции метро и много наземного транспорта…

Как вам удалось стать известными?

— Поначалу использовали печатную рекламу в прессе, афиши по всему городу… Я лично ездила в школы и детские сады, разговаривала с заведующими по внеклассной работе. Репертуар тогда был небольшим, и мы, чтобы удержать своего ­зрителя и привлечь нового, организовали фестиваль кукольных театров без своего дома («Бродячка-1», «Бродячка-2», «Бродячка-3»). Было много выездных ­спектаклей, летом работали в пионерских лагерях. Сейчас такой ­необходимости нет, но выездные спектакли мы все равно проводим.

С кем из режиссеров вы работали?

— У нас ставили многие мастера: заслуженный деятель искусств РФ Николай Боровков — наш мэтр, датский режиссер Жак Матиссен, Руслан Кудашов, Борис Константинов и многие другие…

Но мы любим работать с молодыми, открывать новые имена. В штате театра нет режиссера и художника, и это не случайно. Приглашая постановщиков со стороны, мы получаем возможность создавать спектакли разного стиля, почерка, видения. В каждом новом спектакле проявляется что‑то новое, удивительное, необыкновенное. Свое. Актеры получают возможность ознакомиться с новыми тенденциями театра кукол, а постановщики (иногда это вчерашние выпускники) — реализации в профессии.

Ваши постановки тоже есть в репертуаре?

— Есть, и немало. Но я ставлю нечасто — раз в два-три года. Не потому, что не хочу, а потому, что много времени отнимает административная работа. Хочется ставить чаще. Радуюсь, когда получается интересный, фестивальный спектакль. Моя «Бабочка» по рассказам Тонино Гуэрры была поставлена к его 100‑летию и 75‑летию окончания Великой Отечественной войны в 2019 году. Она номинирована на «Золотой софит» за лучшую работу художника Натальи Бурнос, удостоена премии «Прорыв». «Снегурочка», поставленная в соавторстве с одним из лучших сценографов страны, лауреатом множества наград Юрием Хариковым, стала дипломантом «Золотой маски» в трех номинациях. «Дюймовочка» побывала во многих странах и получила множество наград…

Чем отличается фестивальный спектакль от прокатного?

— Фестивальный спектакль можно сравнить с авторским кино. Он обычно более сложный, более смелый, часто — экспериментальный. Мы, однако, помним, что наша цель — приобщение зрителей к высокому искусству, и включаем фестивальные спектакли в действующий репертуар. И они имеют успех!

Какие у вас планы на этот сезон?

— Мы только что открыли сезон премьерой — выпустили «Кота в сапогах». Поставили спектакль режиссер Людмила Федорова, художник Юлия Астапович и композитор Наталья Высоких. Следующими премьерами станут «Синяя собака» по Тонино Гуэрре (постановщиком буду я) и «Аленушкины сказки» Мамина-Сибиряка. Этот спектакль для малышей поставят недавние выпускницы ­ГИТИСа Анна Коонен и ­Александра Громова.

Еще мы планируем сделать ремонт в новом помещении на Комсомольской площади и открыть вторую сцену. Это будет большой праздник с уличным представлением и, конечно, с новым спек­таклем. Название пока в секрете, скажу только, что для этой постановки мы пригласили двух режиссеров с оригинальным творческим почерком — Диану Разживайкину и Алексея Шульгача.

На новой площадке мы планируем создавать постановки для подростков и взрослых, проводить творческие лаборатории и другие интересные проекты. И, конечно, там будут идти репертуарные спектакли для малышей.

Остается добавить, что в активе «Бродячей собачки» — дипломы 60 фестивалей, российских и международных, а также постоянные аншлаги.


#театр #театр кукол #спектакли #дети

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (7265) от 29.09.2022 под заголовком «Театралам полутора лет».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?