Театр должен быть разным. Андрей Сидельников – об осовременивании классики

С 15 по 18 сентября петербургский театр «Суббота» показывал шесть спектаклей своего репертуара на сцене московского театра «Современник». С момента рождения «Суббота» и ее основатель Юрий Смирнов-Несвицкий были эстетически связаны с «Современником», который тогда возглавлял Олег Ефремов, поэтому гастроли на этой сцене для коллектива особо почетны. Гастрольная афиша сформирована так, будто театр вступает в диалог с человеком в его разных возрастах. «Цацики» — со школьниками. «Холден» — с подростками. «#ПрощайИюнь» — с молодыми. «Пять историй про любовь» — с людьми зрелого возраста. А «Ревизор» — для всех, кроме самых маленьких: и для подростков, и для студентов, и для старшего поколения. Спектакль говорит со зрителями о проблемах нашего времени. С вопроса о бережном отношении к классике и начался разговор нашего обозревателя Зинаиды АРСЕНЬЕВОЙ с главным режиссером театра «Суббота» Андреем СИДЕЛЬНИКОВЫМ.

Театр должен быть разным. Андрей Сидельников – об осовременивании классики | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Андрей, одна из первых анонсированных премьер сезона — «Опера нищих» Петра Шерешевского. Расскажите, пожалуйста, о спектакле.

— В основе — пьеса драматурга XVIII века Джона Гея. Но режиссер переписал текст, чтобы приблизить его к современному зрителю.

В репертуаре «Субботы» немало спектаклей по классике — и русской, и зарубежной. Во многих авторские тексты максимально сохранены, и это вовсе не мешает им звучать современно. На ваш взгляд, насколько позволительно режиссерам вторгаться в классические тексты? Не только сокращать, менять композиционно, но и дописывать, переписывать?

— Это часто бывает необходимо. Многое в «священных» текстах классиков сегодня непонятно широкому зрителю. Человек слышит слова, смысл которых ему непонятен, теряет нить повествования, будто говорят не на русском, а на иностранном языке.

А обязательно классику осовременивать? Есть публика, которой это не нравится. Люди хотят видеть спектакли с декорациями, костюмами, точным воссозданием эпохи.

— Театр должен быть разным, и все зависит от того, как режиссер видит пьесу. Мне лично интересно говорить современным языком про сегодняшний день. Даже если пьеса классическая, хрестоматийная, она должна говорить со зрителем на понятном ему языке о том, что его волнует сейчас. И тогда какая разница, во что одет персонаж…

В моем спектакле «Вещь» действие «Бесприданницы» Островского перенесено в сегодняшний день. Затронута проблема современного общества, в котором человека можно «купить», «продать», «поменять». Наверное, у всех нас есть в жизни моменты, когда мы чувствовали себя ­вещью. И это больно.

Спектакль востребован молодыми зрителями. Лариса Огудалова — им ровесница. В этом возрасте люди очень остро ­чувствуют фальшь, переживают травму от столкновения с ­жестокостью или равнодушием окружающих, у них нет защиты от мира, где все решают только деньги. Как мне кажется, эта тема нашего спекта­кля «Вещь» попадает в нерв времени.

«Суббота» много работает с современными драматургами. Вот и вы в этом сезоне будете ставить спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Друг мой». Что за пьеса?

— Это монопьеса в традициях театра абсурда. Константин написал ее во время пандемии, когда многие закрылись в своих каморочках и боялись выйти на улицу. Герои Стешика как раз выходят на улицу. Они отправляются ночью за сигаретами, но краткая прогулка оборачивается странными ночными приключениями, которые их сильно меняют.

Вот сижу, думаю, сочиняю с художником Марией Смирновой-Несвицкой мир этих людей…

Вы запустили очередной конкурс коротких пьес Stories.

— Да, в этом году он пройдет уже в четвертый раз.

А поток графомании велик?

— Бывает. Но попадаются и талантливые тексты. Присылают их со всей России, из‑за границы. Много хороших пьес присылают из Екатеринбурга, вообще с Урала. Там сильная драматургическая школа благодаря Николаю Коляде.

В кино сегодня популярны короткометражки. Вы продвигаете короткие пьесы, и я вижу, что к ним тоже велик интерес. Почему такой взлет короткого метра?

— Возможно, потому, что это коротко и емко. Это как вдох — вдохнуть кислорода. Мой спектакль «Леха» по пьесе современного драматурга Юлии Поспеловой идет сорок минут в пространстве «Комната». Зритель не успевает устать, заскучать, он полностью погружается в происходящее. И потом люди долго не уходят — рассматривают декорации спектакля, эту комнату, словно перенесенную из семидесятых годов.

Мне всегда было интересно, возможно ли в коротких пьесах отразить время, выразить большую тему? Оказалось, возможно.

А лучшие пьесы имеют шанс попасть в репертуар театра?

— Вышедшие в финал пьесы мы отдаем на выбор режиссерам, они делают эскизы. И что‑то обязательно потом становится спектаклем и входит в репертуар. Так было, например, со спектаклем Кирилла Люкевича «Сталлоне Любовь Корова». К нам в Stories Люкевич пришел еще до того, как стал лауреатом «Золотой маски». И сейчас мы продолжаем с ним работать. В следующем году он приступит к репетициям спектакля «Дон Кихот».

Театр «Суббота» всегда был авторским, и я хочу, чтобы в нем работали разные режиссеры, чтобы всегда дул свежий ветер. У нас ставят спектакли: Роман Габриа, Петр Шерешевский, Марфа Горвиц, Юлия Каландаришвили, Татьяна Воронина, уже упомянутый Кирилл Люкевич, Сергей Азеев. Мы даем им возможность сделать то, что они не могут реализовать у других. Так, молодой режиссер Влад Тутак создал в «Субботе» оригинальную интерпретацию романа Достоевского «Преступление и наказание» — «Родькин чердак». Он показал эскиз на фестивале в Большом театре кукол, а поставить на его основе спектакль оказалось негде. «Суббота» дала ему такую возможность, и получилось, по‑моему, очень удачно.

И для своих зрителей мы стараемся быть максимально открытыми. Проводим много неформальных дружеских клубных событий на сцене «Флигель». Артисты играют камерные сольные концерты, там проходят творческие встречи с известными людьми «Среда в «Субботе». Актеры и режиссеры дают мастер-классы, в том числе и я даю мастер-классы по актерской импровизации. Прийти может любой, кто хочет попробовать себя в актерском ремесле.

А 24 сентября во время фестиваля Владимирского округа в нашем дворе пройдет открытый музыкальный концерт для жителей и гостей. Вход свободный. Приглашаю всех!


#театр #спектакль #театр «Суббота»

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (7260) от 22.09.2022 под заголовком «Семь «Суббот» на неделе».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?