Гастроли «моисеевцев» в Петербурге: бисы и «Танго Серебряной реки»

Когда-то в балете были приняты бисы. Театральная легенда сохранила память о бисах Матильды Кшесинской, шесть раз (!) повторившей блестящий танцевальный пассаж. Но нынче в балете не бисируют: то ли берегут силы артистов, то ли не хотят тормозить действие. Однако недавно на Новой сцене Мариинского театра бисировали - в конце первого отделения, а в конце всего представления - аж трижды! Иначе и быть не могло, поскольку гостем Петербурга был Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева.

Гастроли «моисеевцев» в Петербурге: бисы и «Танго Серебряной реки» | Фото Е. Масолкова предоставлено пресс-службой Ансамбля Игоря Моисеева

Фото Е. Масолкова предоставлено пресс-службой Ансамбля Игоря Моисеева

В первое отделение вошли три композиции Игоря Моисеева, снискавшие мировую славу: русская сюита «Лето», «Калмыцкий танец» и греческий «Сиртаки». Во втором отделении был исполнен одноактный балет «Ночь на Лысой горе» - шедевр Игоря Моисеева в редком жанре спектакля-фантасмагории. Никакие эпитеты не передадут ослепительного искусства исполнителей этого балета, явленного и в зажигательных народных танцах, и в игровых сценах, и в бешеной пляске нечисти во главе с Главной ведьмой - Юлией Шутовой и Кощеем - Константином Митюниным.

С особым интересом ожидалась премьера хореографической картины Тango Del Plata («Танго Серебряной реки»). Это первая большая постановка коллектива после ухода из жизни знаменитого хореографа.

Исполнителям надлежало освоить традиционный «словарь» и эстетику фирменного аргентинского танго, помноженные на приемы и скорость современных хореографических направлений. Осуществила эксперимент аргентинский хореограф Лаура Роатта. Имея классическое образование, она стажировалась в труппе Мориса Бежара и Марты Грэм, изучала джаз-танец, а затем специализировалась на танго. Еще в студенческие годы (1977) Лаура была потрясена гастролировавшим в Аргентине балетом Игоря Моисеева, посмотрев 27 спектаклей из показанных 35! А на повторных гастролях (1988) даже удостоилась чести консультировать мэтра, уже поставившего одноактный балет «Вечер в таверне» на материале танго. И вот спустя тридцать лет - сотрудничество с легендарной российской труппой.

Предложение поступило от художественного руководителя - директора ансамбля Елены Щербаковой. Правда, было выдвинуто условие: сделать нечто в корне отличное от балета «Вечер в таверне» и выполнить работу за один месяц. Лаура Роатта, поддержанная без устали трудившейся труппой, блестяще справилась с задачей. Если «Вечер в таверне» - сочная жанровая картина с изрядной долей юмора, то новый балет можно назвать поэмой о танго с его неизменной природой и разнообразием форм.

Название требует пояснения. Ла Плата - (Серебряная река) - самая широкая река в мире, на берегах которой в Аргентине и Уругвае в начале ХХ века зародилось танго. Сначала это был сугубо мужской танец, и балет о том напомнит в первом из следующих друг за другом семи различных танго. Группа мужчин с места в карьер забрала в плен зрителя мощной энергией стремительного танца, изощренного по движениям и пластике. А когда к мужчинам присоединились женщины, возникла та чувственная магия, которой танго обязано своей популярностью и притягательностью.

Череда дуэтов демонстрировала градации любовного чувства - от романтического влечения до испепеляющей страсти. Любовный поединок, отравленный ревностью, чреватый разрывом, с пронзительной силой «разыграли» Анастасия Чернова и Артем Анисимов в танго Ojos negros («Черные глаза»). «Передышкой» послужила шуточная сценка в блестящем исполнении Екатерины Масалковой, Романа Кузнецова, заслуженных артистов России Александра Тихонова, Дениса Панкова, Евгения Масалкова и Рамиля Мехдиева. Юная кокетка принимала ухаживания нескольких кавалеров, никому так и не отдав предпочтения. Иногда в танцевальное действо включались предметы - стулья и мужские шляпы. А правила бал таинственная красавица в платье серебристых тонов с юбкой такой ширины, что, подхваченная потоком воздуха, она взлетала позади женской фигуры двумя гигантскими крыльями (на снимке). Как тут было не вспомнить о Серебряной реке?

Но в программке эта женщина названа Венусиной - персонажем поэзии Орасио Феррера и музыки Астора Пьяццоллы. Олицетворение духа и души танго, Венусина открыла балет экспрессивным соло, а затем предваряла каждый эпизод, задавая его эмоциональный градус. Центральная фигура танцевального действа и как бы его режиссер, Венусина держалась отстраненно, но порой в ней пробуждалась обыкновенная женщина. Она сочувственно или ревниво реагировала на происходящее между парами, отчего этот персонаж-символ, воплощенный Анастасией Сорокиной, приобрел помимо величавой стати еще и подкупающую человечность.

Простая и ясная структура балета позволила в полной мере насладиться собственно танцем, обжигающим накалом эмоций, остротой рисунков и ритмов, их калейдоскопической сменой. Артисты ансамбля продемонстрировали свободное владение новым для них танцевальным стилем и виртуозную технику партерного и почти акробатического дуэтного танца. Неудивительно, что им пришлось повторить на бис заключительный общий танец, с неожиданным «стоп-кадром» в финале, фиксирующим ряд всевозможных экстравагантных поз в воздухе и на полу.

Энтузиазм артистов поддержал симфонический оркестр ансамбля с дирижером Анатолием Гусем. О стилистической точности позаботилась педагог-репетитор - заслуженная артистка России Лариса Аристова, скрупулезно выверившая каждое движение, жест, позу. А нетанцующей главной героиней гастролей нужно признать художественного руководителя - директора ансамбля народную артистку России Елену Щербакову. В прошлом солистка труппы, ученица Игоря Моисеева назубок знает репертуар (а он насчитывает 200 наименований!) и, что не менее важно, владеет секретами исполнительского искусства постоянно обновляющегося коллектива.

Ни один отечественный балетмейстер (если не считать постановку нескольких новых номеров) пока не дерзнул сочинить что-либо крупное и художественно значимое, притом отличное от почерка Игоря Моисеева, опасаясь неизбежного сравнения с великим балетмейстером. Решилась, с легкой руки Щербаковой, только иностранный хореограф Лаура Роатта. Что же, первый обнадеживающий шаг сделан.

#танцы #гастроли #Александринский театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (6327) от 22.11.2018 под заголовком «Танго на Серебряной реке».


Комментарии