На Святого Георгия, поражающего дракона, можно полюбоваться в Эрмитаже

До середины июля в Эрмитаже можно любоваться полотном Паоло Уччелло «Святой Георгий, поражающий дракона», прибывшим в наш город из парижского музея Жакмар Андре.

На Святого Георгия, поражающего дракона, можно полюбоваться в Эрмитаже | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Флорентийский живописец Паоло ди Доно, прозванный за свою любовь к животным и птицам Уччелло (то есть Птичка), неизвестен в России. В отечественных музеях нет его работ, а слава не так велика, как он того заслуживает. Именно это и стало одной из причин, по которым Эрмитаж решил представить в серии «Шедевры музеев мира» творение одного из самых необычных представителей искусства Раннего Возрождения.

Другим резоном послужила давняя дружба между Эрмитажем и музеем Жакмар Андре, получившим имя в честь своих основателей страстных коллекционеров Эдуарда Андре и Нели Жакмар. Уже не в первый раз в Петербург привозят произведения из этого собрания (несколько лет назад в северной столице показали «Аллегорию невинности» кисти Ганса Мемлинга).

- Эта выставка - для гурманов, - говорит директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Для тех, кто час может провести перед одной картиной.

Перед «Святым Георгием» действительно можно стоять долго. Запечатленная художником сценка похожа на иллюстрацию к одному из рыцарских романов. Дракон, кажется, сошедший со старинного герба, расправил крылья и свил кольцами хвост. Доблестный рыцарь гарцует на белом коне. Хрупкая дама в красных башмачках молитвенно сложила руки. Действие разворачивается на фоне возделанных полей, вдали виднеются городская стена и алый плащ кого-то из родственников главной героини.

Уччелло не зря называют одним из первооткрывателей законов линейной перспективы. Картина, которая представлена в Аполлоновом зале Зимнего дворца, кажется наивной, но ее пространственное решение хитроумно. Прямая перспектива сочетается с обратной, характерной для средневековых икон. Уходящие в глубину, сужающиеся на горизонте дали - с совершенно иначе построенным первым планом. При этом композиция выглядит очень гармонично.

В лондонской Национальной галерее хранится еще одно полотно Уччелло на этот же сюжет, написанное десятилетия спустя (картину из музея Жакмар Андре датируют 1430 - 1435 годами, а лондонскую - 1470-м). На выставке можно видеть репродукцию второй версии «Святого Георгия». Заметно, что художник усовершенствовал мастерство - и рыцарь, и дракон изображены в гораздо более сложных ракурсах. Однако общее ощущение сказочного мира, живущего по своим законам, сохраняется. Художник не стремился отразить реальность. Он творил собственное, художественное, фантастическое пространство.

#Эрмитаж #выставка #картина #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 070 (6423) от 17.04.2019 под заголовком «Святой Георгий из Парижа».


Комментарии