Только на сайте

Стрит-арт от первого лица: основатель HoodGraff - о «полотнах» на трансформаторных будках

Артём Бурж рассказал о том, как граффити белорусских художников разделили Петербург на два лагеря.

Стрит-арт от первого лица: основатель HoodGraff - о «полотнах» на трансформаторных будках |

Черно-белые портреты лидера рок-группы «Кино» Виктора Цоя и актера Сергея Бодрова на улицах Петербурга уже стали неформальными достопримечательностями. Люди со всей России фотографируются рядом с граффити. Но мало кто знает автора этих и многих других портретов на петербургских трансформаторных будках. 

Вместе с этим, мнения жителей города на Неве разделились: кто-то выступает против уличного искусства и считает, что работы нужно закрашивать, а другие восхищаются талантом стрит-арт художников и призывают защитить законом их творения.

Идея создавать на улицах Санкт-Петербурга портреты в черно-белом стиле принадлежит основателю команды уличных художников HoodGraff - Артёму Буржу. Он рассказал нам, с чего начиналась арт-группа, почему именно Петербург стал местом для их творчества в России, а также поведал, как он относится к негативной реакции на их работы.

- Вас называют идейным вдохновителем и основателем арт-группы. Что конкретно стоит за этой формулировкой?

- Такая формулировка присутствовала изначально, потому что я не знал как «обозваться». Мне не нравилось слово «продюсер» в силу того, что я родом из Белоруссии, а там это - достаточно странный собирательный образ. 

- С чего началось ваше увлечение уличным искусством и граффити?

- Мы начинали в Витебске. Я сидел с ребятами на «заброшке», они рисовали граффити. И я подумал, что у них это круто получается. Почему тогда это запрещено? Я решил поискать информацию «на злобу дня» о том, почему это нелегально. Оказалось, что все идёт вразрез: с одной стороны красиво, людям нравится, но в то же время это незаконно. Помню, к вечеру на меня напал революционный дух. Я вывез ребят в центр, сказал, что вся ответственность на мне и мы должны сделать портрет. Тогда мы рисовали Снуп Догга. На самом деле, мне было неважно, с чего начать. Первая реакция поразила, и поэтому я начал заниматься. Нашёл слабину, на которую можно надавливать и продвигать эту культуру в целом.

UP4HNEOzQ1s.jpg

Граффити с персонажем фильма «Не грози Южному централу...». Фото: HoodGraff / ВКонтакте

- Какая реакция вас поразила?

- Прибывшие к нам сотрудники правопорядка не знали, что им делать, потому что вроде бы это красиво. К тому же, если человек - преступник, то он убегает. А тут вроде не убегают, и всем нравится. Что делать - непонятно. Там даже чуть бунт не начался среди бабушек. Они подумали, что мы Шевчука рисуем, а не Снуп Догга.

В этом контексте и начал работать. Это было пять лет назад (Кстати говоря, портрет лидера группы «ДДТ» стрит-арт художники все же нарисовали, но позже и не в Витебске, а в Петербурге - прим.ред.).

- Почему вы решили назваться именно HoodGraff?

- Первый состав арт-группы учился на художественно-графическом факультете и я постоянно гонял в «худграф». Подумал и предложил на контрасте с классической кафедрой создать альтернативу в уличном искусстве. Название на латинице тоже имеет смысл: hood в переводе с английского - «район» и graff – сокращение от граффити.

- Как происходит разработка идеи нового граффити?

- В любом проекте я стараюсь делать акцент на идею. По итогу, это моё творчество. Так как я сам не рисую, мне надо развиваться за счет идей. Когда мы начинали в Витебске, все было так: «Ой! Давай Боба Марли и Стива Джобса нарисуем». Для начала этого было достаточно, чтобы проявить себя в качестве уличных художников, которым можно разрешать рисовать или хотя бы не давать штрафы и не сажать. Тогда это было нужно.

А сейчас я стараюсь, во-первых, благотворительностью заниматься - не только деньги выделять фондам, но и делать какие-то проекты. Например, мастер-классы для детей на Самуи.

- Откуда вы черпаете вдохновение?

- Вдохновение приходит отовсюду. В основном - от путешествий. Изначально, когда появляется идея, я делюсь ей с художником и прошу его высказать свой взгляд, хочу услышать от него конструктивную критику. В техническом плане спрашиваю, как это можно реализовать, также советуюсь с художниками об их мнении по поводу реакции людей на работу. Зачастую сначала я сталкиваюсь с какой-то новостью. В конечном счёте, идея выглядит примерно так: проснулся, прочитал новость и вдохновился.

- Что насчет одного из самых известных портретов – граффити с Сергеем Бодровым? Какая новость стала поводом для этой работы?

Это немного другая история. С Бодровым портрет был более или менее системным. Его кандидатура давно была в наших списках и я долго вынашивал эту идею. У нас есть негласные списки личностей, портреты которых мы хотели бы нарисовать.

IMG_8829.jpg

Граффити с актером Сергеем Бодровым. Фото: HoodGraff / ВКонтакте

- Значит, идея рождается не только от новостей? Что же еще может стать поводом для нового портрета?

- Когда мы были в Витебске, работы отталкивались от идеи изобразить культовых личностей, которые что-то изменили в этом мире. В определенный момент я понял, что надо привязываться к конкретной локации, потом начал думать о памятной дате. В таком случае граффити начинают «набирать сок». Мы стали ждать определенной даты, готовиться. И только потом я начал привязываться к новостям. 

- Когда вы переехали с группой в Петербург? Почему выбрали именно этот город?

- В Питере у меня жил отец, я сюда в 2008 году приехал, влюбился в город и всё. Потом я поступил здесь в ВУЗ, и для меня это был официальный повод переехать. В Витебске было невыносимо развиваться творчески. Мне однозначно нужно было переезжать, и я выбрал для себя город, который понравился мне изначально. А в 2014 году я перевез за собой ребят из команды.

- С чего начиналась работа арт-группы в Петербурге?

- После того, как мы переехали сюда, у меня был расписан план на год-полтора. Я так посчитал, что если мы полгода потратили в Витебске для того, чтобы нами заинтересовались, то для такого большого города, как Питер, нужно больше времени. Был опять же неформальный список тех, кого мы нарисуем: где, как, в какие даты.

- Какая работа была первой после переезда?

- Вообще, первым считается Хью Хефнер. Его закрасили, тогда мы еще не переехали окончательно в Питер. Это была пробная вылазка. Виктор Цой считается официально первым. Буквально с первого портрета с нами связывается администрация города. Вообще было так: просыпаюсь с утра, мне звонят с «Эха Москвы» и говорят, что закрашивают нашу работу. Я начал нервничать, все-таки первая работа и уже закрашивают. Тут, видно, будет тяжело, я подумал.

kLHzNV3-idA.jpg

Граффити с Виктором Цоем. Фото: HoodGraff / ВКонтакте

- Но ведь портрет Цоя не закрасили?

- Тогда было предвыборное время и тут такая благородная история с Цоем. Потом оказалось, что губернатору Петербурга Георгию Полтавченко нравится Цой и вообще группа «Кино». Плюс это - петербургская история. Как раз в тот момент произошёл раскол. Как сказал Юлий Цезарь, «разделяй и властвуй». Вот мне удалось поделить мнения людей даже в администрации города на тех, кому нравится наше искусство и на тех, кто следует букве закона.

После этого пошли публикации в СМИ, вместе с ним пошёл и интерес. Мне позвонили из городской администрации с предложением встретиться. Предлагали предоставить 102 площадки, чтобы рисовать. Справедливости ради, хочу сказать, что мы ни в чем не нуждались и поэтому когда нам предлагали какую-то технику или краску – это меньшее, что нам могли предложить. Я отказался.

- Что вы можете сказать о петербургских стрит-арт художниках?

- В Петербурге очень много художников талантливых, но все то ли лентяи, то ли руки опустили. Параллельно с нами стартануло два проекта, ребята «на волне» подхватили вовремя. А моя ставка на ребят, которые здесь были старожилами, не оправдалась. Мне тогда хотелось сказать: «Ну давайте, ребят! Тут какие-то белорусы приехали и «качнули». Давайте вы, продолжайте дальше». Я ждал конкуренции, партнерства, лишь бы это пошло. А никого нет. Мы одни рисуем и понять не можем, почему никто не пользуется идеей рисовать что-то толковое и доступное для людей в центре города.

- В чем заключается концепция HoodGraff?

- Изначально мы рисовали людей, изменивших мир к лучшему. Это концепция началась в Витебске и продолжилась в Питере до того момента, как я начал более детально относиться к каждому портрету отдельно. Я бы, конечно, не сказал, что мы [актера Михаила] Галустяна (в образе персонажа ТВ-передачи «Наша Russia», Людвига Аристарховича - прим.ред.) нарисовали - и он изменил мир к лучшему. Тут можно оправдать себя тем, что смех продлевает жизнь. По сути, рисуется цитата и к ней персонаж. Есть некоторые кричащие портреты сами по себе. К примеру, портрет Зинаиды Портновой, который был нарисован к 9 мая. Там нет цитаты, рядом с её портретом указаны годы Великой Отечественной войны. Я считаю, что слова там не нужны.

t7zlfKA7u_o.jpg

Граффити с пионером-партизаном Зиной Портновой. Фото: HoodGraff / ВКонтакте

- Трудно не заметить, что у вас крайне мало женских портретов. С чем это связано и планируете ли вы исправить эту несправедливость?

- Этот вопрос у нас очень остро стоит, потому что надо нарисовать. Мы хотим и есть кандидатки. На сегодняшний день из представительниц прекрасной половины человечества мы нарисовали только Зинаиду Портнову и Мерлин Монро в Витебске. Вполне возможно, что в скором времени мы одним портретом дополним это количество. Но пока что я не вижу, как это сделать масштабно, потому что мне хотелось бы именно так. Есть персонажи очень достойные. Даже одну назову. У нас была идея нарисовать принцессу Диану. Но я понял, что идея очень дорогая и рисовать нужно не в России.

Если говорить о русских женщинах, то мы хотели нарисовать Фаину Раневскую. У неё очень много интересных цитат. Я всё жду удачного повода, чтобы её саркастичное высказывание попало в цель.

Кстати, мы ведь рисовали портрет Жанны Фриске. Я хотел открыть еще одно ответвление от нашей концепции, и это была первая работа. История с Фриске меня почему-то тронула. Я многие мнения слышал по этому поводу. Кто-то говорил, что это попса, другие говорили, что она не достойна быть в одном ряду с другими нашими работами. Задача была в другом – поддержать человека. Мы сделали холст три на три метра, поставили на Малой Садовой и просто начали рисовать.

Эта работа, пожалуй, входит в пятерку самых положительных отзывов. Дело было летом, когда в центре было много туристов. Когда мы закончили рисовать, вся эта толпа туристов сплотилась, и они начали оставлять какие-то пожелания на свободных местах холста. В итоге весь холст был исписан фразами на разных языках. Это очень было трогательно. Позже портрет забрали в Москву, на передачу, посвященную Жанне.

- Не все относятся позитивно к граффити. Ваши работы достаточно часто закрашивают, бывает, что вандалы портят портреты надписями.

- Был случай, когда жилец написал жалобу. Кто-то созидает, а кто-то наоборот деструктивно действует. Мне не обидно, когда закрашивают наши работы. Для меня это - новый вызов. На днях мне звонили из «Ленэнерго», они звонят раз в полгода примерно. Им очень нравится всё, но их обязывают закрашивать. Мне сказали, что 3 мая будут закрашивать граффити с Галустяном. Меня просто предупредили. Я у них спросил, для чего меня сейчас ставят в известность. Мне нужно пойти закрасить или это какая-то угроза? Нет, говорят, нам просто обидно и мы решили вам сообщить.

- То есть вы к этому относитесь спокойно?

- Ну, закрашивают. Это их работа согласно букве закона. Вот уже полтора года удерживается граффити с Бодровым.

- Несмотря ни на что, вы продолжаете работать в Петербурге. Почему именно этот город вы выбрали для себя среди всех российских городов?

- Знаете, со мной недавно произошла такая история. Я возвращался из отпуска, и у меня была пересадка в Москве, где я встретил пожилую ленинградку. Я обычно ни с кем не общаюсь, хотя с пожилыми я люблю общаться, тем более с питерскими. Она оказалась архитектором-искусствоведом и в ходе разговора мне рассказала, что архитектура в Питере для нее - самое важное, что есть в мире.

Несмотря на то, что она за свою жизнь побывала в 30 странах, нигде, кроме Санкт-Петербурга, она не может жить. Как архитектор она видит каждую деталь, наслаждается красотой зданий, перспективой улиц, и ей это нравится. Для меня это один из многих моментов, которые я люблю в Петербурге. Этот город никогда не отставал от всего мира в творческом понимании. Любая субкультура, которая была на пике за границей, присутствовала и жила в Северной столице, ещё со времен панков. Для меня Питер был всегда городом-оазисом среди всех прочих городов. Мне нравилось, что Петербург легко принимал эту моду и люди разных поколений всегда толерантно относились к любой субкультуре.

#граффити #интервью #стрит-арт

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.