Стражи города. Энтузиасты из Петербурга занялись изучением маскаронов

Наверняка практически каждому из нас доводилось с интересом разглядывать маскароны на фасадах петербургских домов. Пересчитывать, сравнивать, задумываться о том, кто были те персонажи, что послужили «моделями» для этих скульптурных портретов... Участники творческого проекта «Чисто Питерская Хохма» решили пересчитать все маскароны Северной столицы и узнать про них максимально много. Наш собеседник – инициатор и руководитель проекта Мария ШОХА.

Стражи города. Энтузиасты из Петербурга занялись изучением маскаронов | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

– Традиционный вопрос: как все началось?

– Изначально я занималась сувенирной продукцией. Мы решили сделать что-то яркое, интересное, побороться с тысячью оттенков серого, присущих, как кажется многим, нашему городу. И, чтобы понять, какие сувениры нужны Петербургу, несколько лет назад провели встречу в одном из популярных книжных магазинов. Вот тогда там и прозвучало предложение от историка «Ленфильма» Александра Позднякова: мол, посмотрите на наши петербургские маскароны, можно настоящий конкурс красоты проводить...

Я никогда бы даже не подумала, что это так увлекательно – разыскивать в Петербурге волшебные места. Мы постепенно «заболели» этой историей и придумали «путеходители». Выяснили, что на фасадах домов в нашем городе более 19 тысяч масок, включая повторяющиеся. Пока мы собрали около двухсот, причем на самый разный вкус: и диковинные звери, и прекрасные девушки, и почтенные старцы.

– А кто это мы?

– В нашей команде художники, дизайнеры, фотохудожники, увлеченные Петербургом. Назову лишь некоторых. Художник Татьяна Румянцева – многодетная мама, которая в перерывах своей по-родительски насыщенной жизни успевает быть художником. И в эти чудесные промежутки вкладывает максимум чистой творческой энергии. Наш бессменный дизайнер – Екатерина Соколова... Рада, что с нами сотрудничали и сотрудничают студенты и школьники. Маски с Васильевского острова рисовали юные художники Кирилл Григорьев и Mason Novak. С нами работает замечательный фотограф Алексей Тамин.

Мы стали собирать локации и создавать короткие маршруты, которые можно пройти пешком. Из локаций, которые мы публикуем в открытом доступе на социальных площадках, любой может сам собрать себе маршрут. А некоторые трассы мы предлагаем целиком. Уже готово порядка десятка таких маршрутов по разным районам города. Они выложены на наших страничках в соцсетях.

Хочется, чтобы человек, приезжая в наш город, имел возможность, пройдя по нему, погрузиться в «параллельную реальность». Попасть в петербургскую сказку, которую откроют ему маскароны.

– Стало быть, обойти не только «золотой треугольник», но и те места, куда редко ступает нога туриста?

– Именно так. В какие-нибудь отдаленные районы Семенцов и Коломны, в дальние уголки Петроградской стороны: там целый «цветник маскаронов».

Самое загадочное, что не всегда здания, с фасадов которых смотрят похожие маски, построены одним и тем же архитектором. Более того, иногда даже разные века постройки. Вот, допустим, красавица с Итальянской улицы, 33. Ее «сестер» мы встречаем по городу неоднократно. И это как встреча с близким человеком...

Редкой выразительности маскароны – на фасаде дома № 4 по Гороховой улице. Он был построен в начале ХХ века архитектором Николаем Веревкиным для страхового общества «Саламандра». Эти маски хочется разглядывать и возвращаться к ним снова и снова.

А сколько сказочных персонажей и удивительных существ самого разного рода подарил нашему городу архитектор Александр Лишневский! Один только построенный им Дом городских учреждений на Садовой улице – настоящая энциклопедия. В начале нынешнего века некоторые утраченные элементы декора были возрождены. Скульптор Павел Игнатьев восстановил три фигуры совы, расположенные на щипцах фасадов. Высота каждой – 180 сантиметров.

Еще одно интересное наблюдение: так называемые человеческие маскароны составляют более половины от общего количества масок, «живущих» в нашем городе. И довольно часто мы не можем с уверенностью сказать, какой образ послужил прототипом того или иного изображения. Но иногда, по определенным отличительным чертам, узнаем в маскаронах образы персонажей греческой мифологии – олимпийских богов и мифических героев.

Например, множество изображений Гермеса, появившихся повсеместно в середине XIX века на фасадах банковских зданий или на домах, принадлежавшим купцам и торговцам. Ведь, как известно, Гермес в античной мифологии – бог торговли и обогащения.

Один из самых привлекающих внимание персонажей греческой мифологии – горгона Медуза. Какое разнообразие ее изображений можно встретить, если внимательно смотреть на петербургские фасады! Одно из самых ярких, на мой взгляд, изображений находится на Ждановской набережной, 9. А если внимательно посмотреть на знаменитый магазин Елисеевых на Невском, 56, то там мы увидим змей в волосах красавицы на фасаде...

– Вообще ведь изначально изображение маскарона на фасаде носило охранную функцию...

– Да, маскароны как будто бы охраняют жителей домов, на которых они расположены. Функцию «апотропеев» – отвращающих беду и отпугивающих злых духов – давным-давно выполняли изображения голов животных, а также (позднее) персонажей мифологии, размещавшиеся над входом в жилище.

Не все маски в Петербурге открывают свои тайны. Есть и такие, символику которых можно разгадывать бесконечно. Бывает, маски носят индивидуальные «портретные» черты. Например, одна из моих любимых женских масок – образ девушки с цветочным венком на набережной реки Мойки, 70. Удивительно реалистичная красавица! К сожалению, несколько изображений таких маскаронов на фасаде уже утрачены, но еще можно успеть полюбоваться этой таинственной незнакомкой...

Стать соавтором наших «путеходителей» очень просто: достаточно просто прислать нам свои истории про петербургскую красоту и свои любимые места в городе, проиллюстрировав их фотографиями или рисунками маскаронов, расположенных на фасадах.

#архитектура #история #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (6942) от 10.06.2021 под заголовком «Маскароны, охраняющие город».


Комментарии