Страж невских берегов. В «Крепости Орешек» открылся новый сезон

Открылся новый сезон в «Крепости Орешек» – историко-архитектурном комплексе XIV – XX веков на острове Ореховый, расположенном в истоке Невы. Он входит в состав Музея истории Петербурга. Что нового увидят посетители, какие работы идут, какие объекты ждут реставрации – в репортаже «Санкт-Петербургских ведомостей».

Страж невских берегов. В «Крепости Орешек» открылся новый сезон | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Причалить к Ореховому

На причале в Шлиссельбурге нас встречает Сергей Орлов, заместитель директора по развитию филиальной сети Музея истории Петербурга и директор «Крепости Орешек». Начинает без предисловий. Власти Ленинградской области обещают в этом году заменить дорожное покрытие около причала, от которого отправляют в крепость теплоходы-челноки. На раскрошенный асфальт грозно взирает стоящий рядом бронзовый Петр I. Также должно быть закончено строительство нового пассажирского павильона, где туристы смогут укрыться в непогоду.

Пока же мы спускаемся по газону к гранитной набережной Староладожского канала и загружаемся на теплоход. По пути, который занимает несколько минут, Орлов сообщает, что в сезоне 2020 года – он по понятным причинам продолжался с июля, а не с мая по октябрь – крепость Орешек посетили более 92 тысяч человек. Для справки: рекордным был 2019 год – 151 тысяча посетителей. В самые «урожайные» советские годы (середина 1980-х) этот показатель составлял не более 90 тысяч человек. Директор считает, что в день крепость может спокойно принять до 3 тысяч туристов. Проблема в том, что потоки распределяются неравномерно. Рекорд выходных дней – 5 тысяч, в будни обычно приезжают в десять раз меньше.

Орешек5_С.jpgФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Отчасти дисбаланс выравнивает заход больших круизных лайнеров, которые причаливают к острову между шестью и десятью вечера. В этом году первый визит ожидается 8 мая, на этот сезон уже подано 85 заявок на заходы. Вечером, как и днем, туристов будут встречать экскурсоводы.

Что касается средств доставки, кроме «шаттлов» с обоих берегов Невы, то здесь перспективы весьма скромные. Летом в выходные дни из центра Петербурга ожидается запуск туров на теплоходах с подводными крыльями. Но цена билета вряд ли сделает такие путешествия массовыми. Идут переговоры об организации водного маршрута (около 8 км), который свяжет музей «Прорыв блокады Ленинграда» и крепость Орешек. Идея состоит в том, чтобы в одной экскурсии рассказать о важных этапах Ленинградской битвы – 500-дневной обороне крепости и прорыве блокады. Но требуется современный причал около Ладожского моста через Неву.

На яхтенный туризм надежд мало. За весь прошлый год сюда заходили 25 яхт. Это скромное количество делает неоправданным создание специальной инфраструктуры. К вертолетному туризму музей относится сдержанно: потоки воздуха при посадке и взлете вредно влияют на стены крепости, требующие реставрации. Хотя на острове имеется площадка для приема небольших (вместимостью до четырех человек) винтокрылых машин.

Шагнув с причала на территорию острова, любой посетитель должен понимать, что находится на территории музея и обязан приобрести входной билет. Даже если он не собирается заходить внутрь крепости. Поэтому попытки погулять по берегу даром будут пресекаться администрацией музея.

Боевой ход в башню

В крепости Орлов предложил сразу пойти на «взлаз», который ведет на боевой ход крепостной стены. Директор обращает внимание, что ступени крутой лестницы имеют разную высоту. Это вызывает протесты пожарных, но против «выравнивания» выступает охрана памятников. «Вот и кручусь», – шутит директор. Боевой ход ведет в главную башню крепости – Головину. Там к новому сезону в экспозиции, посвященной истории Орешка, установлены архитектурные макеты крепостных сооружений: башни Головина на конец XVI века, несохранившейся Меншиковой башни на конец XV – начало XVI века, Государевой башни и Государева бастиона на середину XVIII века. Макеты были созданы в 1987 – 1990 годах художником Александром Моховым и сами стали музейными раритетами. Они долго хранились в Петропавловской крепости, для показа их отреставрировали. Экскурсия по новой экспозиции называется «Три богатыря».

Орешек23_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Летом в здании Новой тюрьмы планируется открытие выставки, посвященной 55-летию вхождения Орешка в состав Музея истории Ленинграда. Кстати, там хранятся большие каменные доски с именами башен – Светличная, Флажная... В 1980-е годы их заранее изготовили для установки после реставрации объектов. Пока эти доски не понадобились.

Но прежде чем говорить о проблемах реставрации, Сергей Орлов заговорил про инфраструктуру. Необходимо установить систему отопления в Цитадели (мини-крепость внутри Орешка). Требуют ремонта окна и отопление в Новой тюрьме, надо обеспечить крепость системой видеонаблюдения. А самое главное – требует замены система электропитания острова, для чего надо проложить под землей (ниже уровня дна Невы) новый кабель длиной 740 метров. Стоимость этих работ 80 млн рублей – идут поиски спонсора.

Говоря о реставрации, необходимо начать с того, что к 1816 году, когда крепость начали разоружать и превращать в тюрьму, в ней находилось девять башен. К началу XX века осталось шесть. После войны, в середине 1980-х годов были отреставрированы три башни – Головина, Государева, Королевская, несколько фрагментов боевых ходов, здания Старой и Новой тюрем. К 40-летию Победы в руинах Иоанновской церкви был создан мемориал Героическим защитникам крепости.

Бедный, бедный юбиляр

В 2019 году началась подготовка к 700-летию крепости Орешек, круглая дата приходится на 2023-й, Музей истории Петербурга подготовил план реставрационных работ. Он включает воссоздание Петровской нумерной казармы, первоначально построенной в 1728 году по проекту Доменико Трезини, трех крепостных башен в Цитадели: Светличной, Колокольной, Мельничной, а также частичное воссоздание, консервацию и приспособление для музейных целей разрушенных в годы войны зданий Надзирательского и 4-го тюремного корпусов. Все эти работы потребуют около десяти лет и 3,8 млрд рублей. Но финансирования пока нет. Проект воссоздания казарм готов, по другим объектам ведутся проектно-изыскательские работы.

Орешек8_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В нынешнем году музею необходимо сдать в Минкультуры документ под названием «Оценка воздействия реставрации на объект всемирного наследия ЮНЕСКО». Орешек входит в этот список, и все серьезные работы должны вестись по правилам международной организации. 10 млн рублей для создания названного документа выделены.

Понятно, что к юбилею реставрация в крепости может только начаться. Но Сергей Орлов считает, что в данном случае ажиотаж неуместен. Важно выполнить все работы качественно. По мнению Михаила Мильчика, заместителя председателя Совета по сохранению наследия, для Орешка консервация предпочтительнее воссоздания. Для того чтобы воссоздать объект на определенный период, надо располагать максимально возможным объемом документации – обмеры, фотофиксация и т. д. Исключения могут составить только здания, необходимые для функционирования музея.

...Провожая нас на причал, Сергей Орлов напомнил о трех событиях, которые ежегодно отмечаются в крепости Орешек. 9 мая – митинг у мемориала и спуск венка на Неве, 22 июня – акция «Вахта памяти», 5 сентября – праздник «День крепости».

#Орешек #крепость #история #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 80 (6918) от 06.05.2021 под заголовком «Страж невских берегов».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?