В Корпусе Бенуа Русского музея показали неизвестный Исаакий

В левой анфиладе залов Корпуса Бенуа Русский музей открыл выставку, которую можно рекомендовать как ценителям качественного искусства, так и тем, кого влекут малоизвестные страницы истории города. Она рассказывает о первоначальном замысле убранства Исаакиевского собора и дает возможность представить, каким оно могло быть, если бы проект осуществился.

В Корпусе Бенуа Русского музея показали неизвестный Исаакий | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В четырех залах около ста произведений. Это наброски, эскизы, картоны, а также живописные этюды Карла Брюллова, Федора Бруни и Петра Басина.

Русский музей хранит уникальную коллекцию подготовительных материалов к росписям Исаакия. Часть поступила в 1897 году из Эрмитажа, Александровского дворца в Царском Селе и Академии художеств. В 1920-е годы потомки Брюллова и Басина пополнили музейное собрание альбомами с набросками и рисунками.

— Выставка приурочена к 200-летию Исаакиевского собора, — рассказывает заместитель директора Русского музея Евгения Петрова. — Она не первая, но наш материал достоин, чтобы показать его отдельно. В ХIХ веке, когда готовились росписи для храмов, наброски и эскизы строго утверждались комиссией и императором. Последний этап подготовительных работ — картоны, произведения в графической технике, созданные в большом размере.

Материал специфический, его показывают редко. Многие из огромных картонов хранились на валах. Разворачивать их опасно: они выполнены углем, мелом, материал хрупкий, с ним надо аккуратно обращаться. Юбилей собора — повод, когда можно было рискнуть.

Удачная дизайнерская находка — наклонное, под углом, положение картонов — возникла не от хорошей жизни. Огромные произведения вертикально не поставить, они больше стены. В результате залы стилизовали под архитектуру храма.

Замысел внутреннего убранства Исаакиевского собора возник в 1843 году. Были заключены договоры с крупными художниками. Процесс обсуждения набросков, эскизов и картонов, переход к живописи растянулся во времени. Карл Брюллов заболел, завершить его труд доверили Петру Басину. Тот работал по материалам, созданным Брюлловым, доделывал незавершенное, писал свое.

Роспись собора продолжалась больше десятилетия. Между главным архитектором сооружения Монферраном и художниками возникали конфликты, в стороне от которых не оставался император. Бруни работал в Италии, а Брюллову приходилось выслушивать замечания и терпеть попытки вмешательства в творческий процесс. Так, предложенную им композицию росписи плафона комиссия сочла неудачной: ее детали якобы недостаточно крупные, их не будет видно снизу. На что потерявший терпение художник заметил, что, если наверху написать слово «дурак», увидят все.

Не обошлось без разногласий в выборе техники исполнения росписей — фрески или масляная живопись. Остановились на последней. Неудачная подготовка грунта затормозила работу и вынудила художников исправлять написанное. Изображения приходилось сбивать и выполнять повторно. После путешествия по Италии Николай I принял решение заменить часть росписей на мозаики. Мозаичные работы и реставрация живописи в Исаакиевском соборе продолжались до начала ХХ века.

Вынужденное тесное сотрудничество Брюллова и Басина привело к тому, что их работы надолго утратили подлинное авторство. Картоны Брюллова приписывались Басину и наоборот. Лишь в 1980-е годы Евгении Петровой в результате архивных исследований удалось восстановить справедливость.

Выставка дает возможность отдать должное дарованию Басина и еще раз поразиться мастерству Брюллова и Бруни.

Огромные картоны с изображением апостолов Петра, Филиппа, Симона и Иакова, созданные Брюлловым, открывают выставку. В отдельном зале представлен цикл «Страсти Христовы», исполненный Брюлловым и Басиным. На выставке можно увидеть и плафон для собора, забракованный высокой комиссией. Под ним в витрине альбом с набросками, сделанными рукой Брюллова. Его можно «полистать» на компьютерном экране.

Завершают экспозицию динамичные, эмоциональные работы Федора Бруни. Финальная точка — «Всемирный потоп».

#выставка #Исаакиевский собор #корпус Бенуа #Русский музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 159 (6258) от 30.08.2018 под заголовком «Страсти в соборе».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.