Страсть и боль. Как жизнь Фриды Кало отразилась в ее творчестве
Музей Фаберже и фонд «Связь времен» стали организаторами выставки «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера».
У входа на выставку зрителей встречает арт-объект «Раненый олень», символизирующий судьбу Фриды Кало. ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Viva la Vida в переводе с испанского «Да здравствует жизнь», так называется натюрморт Фриды Кало. Это название для своего альбома позаимствовала у художницы известная британская рок-группа Coldplay. О жизни Фриды написаны книги, снят фильм. Ее имя носит линия косметики, марка текилы, спортивная обувь, ювелирные изделия, керамика...
Выставка знаменитой мексиканской художницы с оглушительным успехом прошла три года назад в Музее Фаберже. Новый проект демонстрирует творческий и супружеский тандем Кало и Риверы - картины, фотографии, документы, письма.
Как рассказывает председатель правления фонда «Связь времен» и директор Музея Фаберже Владимир Воронченко, организаторам хотелось показать историю любви и творчества знаменитой пары ХХ столетия. Сделать это было непросто и недешево.
Перед публикой предстало больше девяти десятков работ - живопись, рисунки, литографии. В основном это вещи из Музея Долорес Ольмедо в Мехико, где хранится крупнейшая в мире коллекция живописи Кало и Риверы. Их дополняют произведения из частных собраний Европы и Латинской Америки, а также предоставленные внуком художника Хуаном Риверой и галереей «Арвил».
В какой-то степени выставка - ретроспектива авторов, объединившая произведения разного времени - от ранних до поздних. Она начинается общим портретом героев, а затем делится надвое, у каждого художника свой путь и пространство.
Творчество Фриды яркое, самобытное, как она говорила, основанное на боли утрат, разочарований и предательстве. От этого очень личное и откровенное. Она рисует воспоминания и ощущения - себя на больничной койке и автобус, автокатастрофа в котором изуродовала ее тело и вызвала желание рисовать. Мужские портреты, сделанные ее рукой, похожи на снимки на паспорт. На знаменитых, прославивших Фриду автопортретах, лицо без улыбки, сросшиеся брови. По словам автора, она писала себя часто потому, что была человеком, которого знала лучше всего. Самые известные - «Сломанная колонна» - символ стойкости к ударам судьбы и «Автопортрет с обезьянкой», где каждая деталь рассказывает о непростых отношениях с мужем.
Они поженились, когда ей было чуть больше двадцати, а ему за сорок. Она писала: «В моей жизни было две аварии: одна - когда автобус врезался в трамвай, другая - это Диего». Их история - соперничество в искусстве и борьба в любви.
Фрида скончалась через неделю после 47-летия. Ривера пережил ее ненамного, но до конца они не мыслили жизни друг без друга. Об этом свидетельствуют картины и переписка из собрания швейцарского коллекционера Анри-Мари Спрингера. О том же говорит и свидетельство о повторном браке Фриды и Диего, заключенном через год после развода.
Диего Ривера - один из основоположников мексиканской школы монументальной живописи. Он учился в Академии художеств в Мехико, работал в Париже, был знаком с Пикассо, пережил увлечение европейским искусством от постимпрессионизма и кубизма до реализма. Все это обозначено в залах на «половине» Риверы. Он симпатизировал нашей стране, сюда приезжал и был широко известен. Обращают на себя внимание портреты русских детей с огромными глазами, художник рисовал их, когда приезжал в СССР лечиться.
Удачное дополнение выставки - фотораздел. Здесь собраны снимки из семейного архива, снятые отцом Фриды фотографом Гильермо Кало, работы Жизель Фройд, в течение двух лет фиксировавшей ее повседневную жизнь, и фотографии Николаса Мьюрея, который с 1930-х по 1940-е годы был другом, доверенным лицом и возлюбленным художницы.
Читайте также об итогах пушкинского театрального фестиваля в Пскове.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 061 (6414) от 04.04.2019 под заголовком «Страсть и боль».
Комментарии