Сто лет, сто фотографий

В главном здании Музея театрального и музыкального искусства работает выставка «Посвящение Мастеру. К 100-летию Георгия Товстоногова». В аннотации сказано, что это «интерактивный проект» и здесь главное – именно возможность посмотреть фрагменты встреч и спектаклей, послушать речи самого режиссера и его артистов с помощью видеоэкранов и наушников.

Сто лет, сто фотографий  | ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

По всему залу расставлены стулья из мастерских БДТ и небольшие экранчики – коснулся рукой и началось представление. Садишься на деревянный стульчик, надеваешь наушники и смотришь монолог Олега Басилашвили о том, какой театр мечтал создать Георгий Товстоногов. А он хотел, чтобы его театр был синтезом Московского художественного театра, театра Вахтангова и театра Мейерхольда. Слушаешь рассказ артиста о гастролях в Венгрию, где всякое случалось – и смешное, и досадное. В другой части зала, там, где расставлены старые кресла из партера, таким же образом можно услышать, как Георгий Александрович читает стихи: пушкинское «Что в имени тебе моем» и свое любимое – «Синий цвет» Николая Бараташвили. Пересев чуть поодаль, увидишь один из юбилейных вечеров, посвященных режиссеру. Актеры говорят о том, каков он на репетиции, и разыгрывают сцену из спектакля «История лошади». А на другом экранчике идет спектакль «Мещане», и Владимир Рецептер, такой молодой в роли Петра, заявляет: «Я имею право жить так, как мне нравится!».

И столько в каждой фразе подлинного, живого. Как будто театр не самое эфемерное из искусств, но что-то бессмертное, вечное.

– Здесь важно его созвучие эпохе. Он был модным человеком, хорошо одевался, курил «Мальборо», ездил на «Мерседесе». Ему бы понравилось такое решение – с гаджетами, – сказал на открытии выставки художественный руководитель БДТ Андрей Могучий. И обратился к молодым людям, которые в большинстве своем пользуются сетью «Инстаграм», чтобы подписались на страничку театра. До 28 сентября, того самого дня, когда театральный мир отмечал столетие великого режиссера, там выкладывались фотографии Георгия Товстоногова – каждый день новый снимок. Итого к назначенной дате там оказалось ровно сто фотографий.

Но если вы предпочитаете черно-белые фото, вставленные по старинке в альбомы, приходите в музей на площади Островского – с правой стороны от входа в зал на столе лежат несколько фотоальбомов. На этих снимках Георгий Товстоногов запечатлен в моменты отдыха и творчества, в одиночестве и с актерами, с непременной сигаретой, с лицом задумчивым и строгим, веселый и грустный.

«Он был невероятно остроумным!» – ответил художник Эдуард Кочергин на чей-то вопрос вроде «А каким он был?». Большую часть экспозиции составили макеты и эскизы Кочергина, оформившего тридцать спектаклей Товстоногова, теперь вошедших в театральную летопись Петербурга.

По выставке бродишь, как будто путешествуешь из одного спектакля в другой. От «Горе от ума» (костюмы Владислава Стржельчика, Сергея Юрского, Татьяны Дорониной) к «Идиоту» (портрет Иннокентия Смоктуновского в роли князя Мышкина, его костюм и ботинки); от «Мещан» (костюм Евгения Лебедева, сундук, стулья, самовар) к «Дачникам»; от «На всякого мудреца довольно простоты» (мебель, макет декорации) к «Ревизору» (костюмы Натальи Теняковой, Людмилы Макаровой)... Постепенно посетитель доходит к легендарной «Истории лошади», которую создали гении театра: Товстоногов, Кочергин, Лебедев... Тут можно присесть и прослушать, как польский режиссер и педагог Эрвин Аксер говорит с экрана: «Он был одновременно мужчиной и ребенком. И он никогда не отступал от того, что было сутью его деятельности»...

Прежде чем покинуть зал, стоит обратить внимание на письма и прочесть рукописную заметку «Почему я против договорной системы для актеров», написанную в 1980-е годы. Вдруг и сегодня актуально?


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (5554) от 29.09.2015.


Комментарии