Стартовала книжная серия, адресованная «молодым взрослым»

В московском издательском холдинге, специализирующемся на деловой и научно-популярной литературе, стартовала новая книжная серия, адресованная «молодым взрослым». Одной из первых книг стал дебютный роман Дэниэла Кахелина, едва ли не самого юного российского фантаста, подходящего к писательскому ремеслу совсем иначе, чем его старшие товарищи по перу.

Стартовала книжная серия, адресованная «молодым взрослым» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

В фольклоре любого народа мира найдутся десятки сказок, преданий и легенд о великом воине, который сразил чудовище и благодаря этому занес свое имя на скрижали истории. Главный герой «Светлой книги», юноша с эльфийским именем Элидар, живет внутри такой легенды.

Ученик паладина, он со всей серьезностью готовится к вступлению в орден, основанный Великим Светоносцем, в незапамятные времена повергшим непобедимого дракона, порождение Бездны, символ смерти и разрушения. С тех пор борцы за все хорошее против всего плохого собираются под знаменами этого ордена, чтобы защищать вдов и сирот, истреблять злодеев и поддерживать мировое равновесие.

Конечно, есть мнение, что орден с гнильцой, что в него вступают в погоне за славой и властью, а то и с меркантильным интересом, но Элидар со всем пафосом юного идеалиста отвергает эти циничные инсинуации.

Надо сказать, что Эл и сам парень непростой: он Избранный... то есть, простите, Одаренный. У него есть миссия, высокая цель, о которой он, правда, пока не подозревает. А вот окружающие чувствуют интуитивно и стремятся помочь – или, наоборот, вставить палки в колеса. Одаренность делает его желанной добычей для культистов, Теней Бездны, жутковатой секты добровольных слепцов, скрывающейся в непроходимых лесах. Возглавляет этих мрачных головорезов рыцарь, не снимающий полный доспех даже на привале. Но, как догадается читатель, знакомый с разными интерпретациями предания о герое и драконе, не эта массивная фигура, скользящая в сумерках, главный враг Элидара.

«Светлая книга» – история во многом наивная, простодушная, хотя и не без крутых сюжетных поворотов. Роман не свободен от штампов (если крылья, то могучие, если клинок – смертоносный, если руны – загадочные), но опять же не лишен и ярких выразительных образов: «Редко встретишь лес, что сразу откроется тебе и выболтает свои тайны. Он слишком стар, ему некуда торопиться».

От писателя, берущегося за сложную тему с долгой историей, в которой отметилась длинная череда классиков, ждешь более широкого литературного кругозора. Все так, все верно, по гамбургскому счету роману можно предъявить гору претензий, однако этому есть рациональное объяснение.

Дело в том, что Дэниэл Кахелин один из самых молодых фантастов России, публикующихся на бумаге, в настоящем издательстве, не «за счет средств автора». Он начал писать в четырнадцать, а «Светлую книгу» закончил, когда ему еще не исполнилось и восемнадцати. Вроде бы ничего удивительного: подростки всегда что-то чиркали на полях тетрадей, сочиняли фантастические истории на скучных уроках – и некоторые стали вполне состоявшимися писателями, достаточно вспомнить биографии Марка Твена, Айзека Азимова или Рэя Брэдбери.

В последние годы такие юношеские литературные опыты, первые пробы пера, перекочевали в Сеть, на авторские сайты, в блоги, на сервисы самиздата. На бумагу они выплескиваются в редчайших, исключительных случаях: издатели не готовы рискнуть и дать слово юному, совсем-совсем начинающему автору, неопытному и неловкому, – и их трудно за это упрекнуть.

Парадоксальная, почти тупиковая ситуация, если вдуматься: «литература для молодых взрослых» – «янг эдалт» (иными словами, для детей и юношества) остается одним из немногих направлений, которые не теряют популярность, несмотря на все судороги книжного рынка. Но пишут эту прозу отставные военные и политтехнологи, многодетные мамы и учителя средних классов, врачи и инженеры – кто угодно, только не сами «молодые взрослые».

Разумеется, это не заговор эйджистов и не корпоративный сговор: крайне маловероятно, что вчерашний школьник выдаст на-гора «Войну и мир» или хотя бы «Бегущего в лабиринте». Однако средних лет тетеньки и дяденьки с хорошим гуманитарным образованием, внимательно читавшие Джойса и Беккета и знающие, чем кольцевая композиция отличается от зеркальной, вряд ли твердо понимают, чего ждут от книги читатели-подростки.

Дэниэл Кахелин уже в силу своего возраста представляет запрос конечного адресата лучше, чем большинство писателей, и, пожалуй, даже чем большинство издателей.

Принято считать, что публика испытывает дискомфорт, когда повествование ведется в настоящем времени («я иду, он говорит»)? Дэниэл с неимоверной легкостью переходит от прошедшего к настоящему и обратно дюжину раз на каждой странице. Подростки любят пухлые фэнтезийные саги? В «Светлой книге» 222 страницы уменьшенного формата, да еще и с иллюстрациями. Или вот: еще в нулевых московский критик Дмитрий Володихин уличил постсоветских фантастов в многословии, в тяге к длинным сложносочиненным и сложноподчиненным предложениям даже там, где темп действия не позволяет разгуляться – в динамичных боевых сценах. Кахелин сыплет скупыми дробными фразами из пяти, семи, восьми слов на протяжении всей книги.

И это только первое, что бросается в глаза: если приглядеться, можно обнаружить в романе и другие отступления от канона, который кажется нам незыблемым.

«Светлая книга», разумеется, несовершенна. В то же время это крайне познавательное чтение – прежде всего для авторов, которые продолжают поиск новой формулы, нового языка, понятного и близкого современным читателям «янг эдалт». Правда, захотят ли, смогут ли тетеньки и дяденьки средних лет эту формулу как следует освоить, примут ли ее за образец – вопрос отдельный и не такой простой, как кажется.

Дэниэл Кахелин. Светлая книга. Ученик паладина: Роман. – М.: Альпина Паблишер, 2020.

#книги #литература #издатели

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (6774) от 30.09.2020 под заголовком «В поисках новой формулы».


Комментарии