Старинная и современная музыка. Дирижер Александр Титов — о юбилее СПб ГАСО

Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр, входящий в тройку лучших оркестров северной столицы, в этом сезоне празднует юбилей – 55 лет. C 1988 года оркестр выступает в Зеркальном зале дворца князей Белосельских-Белозерских, в котором 1 мая 2022 года стартовала юбилейная программа «СПб ГАСО – 55». Но какая дата самого праздника? Об этом радиоведущая Ирина Озерская спросила у художественного руководителя и главного дирижера оркестра, известного петербургского музыканта, заслуженного артиста России, маэстро Александа Титова.

Старинная и современная музыка. Дирижер Александр Титов — о юбилее СПб ГАСО | Фото предоставлено пресс-службой СПб ГАСО

Фото предоставлено пресс-службой СПб ГАСО

Поздравляю с юбилеем, но когда именно 55-летие оркестра?

– Нет такой точки, к которой можно привязать день создания. Весь год – юбилейный. Помимо текущих концертов, которые у нас всегда идут, будут и особые, куда мы в основном приглашаем сами. Мы так и обозначили  их – «друзья оркестра». Это солисты, с которыми мы сотрудничаем и сотрудничали раньше. Эти концерты должны быть особенно интересны, потому что все артисты высокопрофессиональные, их знают и любят в СПб.

Как Илья Иофф например?

–Да Илья Иофф, Сергей Павлович Ролдугин, Илья Козлов, Олег Вайнштейн, Павел Кораго, Дима Хрычев… Список большой.

Имена их в афишах концертов ГАСО встречаются,  но 1 мая открылся юбилейный фестиваль,  на котором вы исполняете концерт для скрипки Яна Сибелиуса и вторую симфонию Рахманинова. Чем обусловлен выбор именно этих произведений?

– В качестве гостя, скрипача, друга нашего оркестра  мы пригласили Льва Клычкова. Именно он предложил концерт Сибелиуса, на что мы и откликнулись. А что касается Рахманинова, так год Рахманинова. У нас несколько таких крупных сочинений.  Симфонические танцы были, 2-ая симфония, будут фортепианные концерты. Осенью мы вообще играем все концерты Рахманинова с Култышевым.

Раньше оркестр назывался «Оркестр старинной и современной музыки». Тогда репертуарная политика определялась ( цитирую из пресс- релиза): «исполнением редко звучащих произведений различных музыкальных стилей и периодов. И также уделялось внимание сочинениям живущих композиторов. А сегодня каковы тезисы при выборе произведений для концертов? То есть, как Вы выбираете, что будете играть?

– То, что вы прочитали абсолютно походит и под сегодняшний день. Название поменялось, а суть осталась точно такой же. У нас разные стили и эпохи и современная музыка ныне живущих композиторов. То есть, все смешалось.

Насколько я знаю, ныне живущих композиторов мало исполняют, особенно тех, кто пишет музыку для симфонического оркестра. В основном играют классику. Кого бы назвали из современных композиторов,  произведения которых Вы играете?

– Совсем недавно мы играли сочинения московского композитора Александра Розенблата «Вальсируя с Мусоргским», а чуть раньше его же сочинения «Джаз рококо». Это вариации на тему рококо Чайковского.  Он работает в своеобразном стиле: обрабатывает в джазовой манере классику. Очень здорово получается. Также не так давно играли Сергей Евтушенко- «Концертино для скрипки и фортепиано с оркестром». Будем исполнять его же музыку к кинофильмам. Потом музыку к кинофильмам Юрия Потеенко. Это московский композитор, очень востребованный сегодня.  Он писал музыку к фильму «Шифр», «Ночной дозор». У него очень много фильмов, почти 80, если я не ошибаюсь, и уже пять орлов.

2 СПб ГАСО.jpg

Фото предоставлено пресс-службой СПб ГАСО

Ну это, все-таки, музыка для кино, а вот так, чтобы писали для оркестра.

– Мы каждый год играем «Ленинградскую весну». Там мы исполняем много музыки композиторов, ныне живущих и почивших, ленинградцев и вообще советских. Так что недостатка мы не испытываем. Другой вопрос, что, например, в этом году «весна» отменилась. Не знаю, будем ли мы как-то компенсировать этот недостаток современной музыки.  Я бы не сказал, что публика очень стремится ее слушать. Бывают очень хорошие и достойные сочинения, но их надо искать. Например, у нас очень неплохо проходил Александр Чайковский - это московский композитор. Мы с большим успехом играли несколько его сочинений. Потом, к сожалению, уже ушедший композитор Николай Корндорф– московский. Тоже чрезвычайно интересный и, к сожалению, мало исполняемый.

А нравятся ли Вам новшества? Например, в этом году Вы играли с ансамблем акапелла «PLUS FIVE».  Как оцениваете такой опыт?

– Это любопытно. Мы сделали для них ряд оркестровок. Возможно, мы представляли себе немного иначе то,  как это должно звучать, но это был наш первый и пока единственный опыт. Может быть не все получилось, но это было любопытно и публика все тепло приняла.

На «ура», прямо скажем.

– Да. Так что, возможно, в будущем (но, я знаю, что у них уже и состав поменялся) повторим этот опыт.

Может быть не с ними.

– Может быть, но я не знаю других групп.  Мы довольно редко сотрудничаем, хотя будем работать с «Трио Маслова», с Сашей Масловым.

В прошлом сезоне у вас был тоже необычный опыт:  вы играли музыку «Pink Floyd». Будет ли такое повторяться? Насколько это интересно именно вам?

– Это интересно оркестру. Понимаете, я стараюсь не зацикливаться на каком-то одном направлении. Тут у нас и джаз, и рок, и классика, и даже аутентичные какие-то попытки. Поэтому, возможно, и будем повторять это. Но у нас есть и  хорошая западная киномузыка: «Пираты Карибского моря», «Мисс Марпл» и так далее. Она тоже всегда хорошо воспринимается публикой.

Чтобы привлечь молодежь Вы играете, например, музыку из кинофильмов, а что еще?

– А недостатка в молодежи и нет. Люди ходят на различные программы, и я вижу заинтересованные лица. В общем-то, молодежи где-то пополам с пожилыми людьми. Я бы не сказал, что есть какое-то большое расслоение.

1 (3).jpg

Фото предоставлено пресс-службой СПб ГАСО

А чем Вам нравится именно этот оркестр? Вы же руководили разными. Почему  именно он вас привлекает?

– Я могу делать здесь  определенную репертуарную политику. Потом, я же слышу кто и как играет. Чтобы достичь качества, у нас иногда проходят конкурсы, самоотчеты. Я даю обязательно ребятам поиграть с оркестром.

Как солистам?

– Как солистам. У нас регулярно проходят такие концерты. Причем  не только с оркестром, бывают еще и камерные концерты.

То есть, Вы их еще растите?

– Ну а как же. Это стимул к занятиям, чтобы чисто играли. Нормальная практика – заниматься.

Какие сейчас планы? Может быть гастроли?

– Нет. Зарубеж понято почему, по Росси – надо найти менеджера, который бы организовал все это. Но пока еще не совсем понятная обстановка, поэтому мы не едем.

А записи? Знаю, что вы писали музыку композиторов военной поры на компакт диски. Что-то еще планируете?

– Любая запись требует затрат. Не только временных, но и финансовых ресурсов. Вроде бы, комитет обещал нам помочь продолжить эту серию, потому что музыка военной поры актуальна в любое время. Мы записали 18 дисков, но у меня она рассчитана минимум на 50. Если нам дадут субсидии еще на пять дисков, значит немножечко продолжим. Репертуар там очень интересный, и мало кто его знает, практически никто.

Какие еще концерты нас ждут  на фестивале «Юбилей СПб ГАСО 55»?

– Мы планируем закрыть фестиваль в Большом Зале  Филармонии концертом,  на котором я бы хотел исполнить «Шехерезаду»,  Римского Корсакова и «Историю доктора Фауста»  Шнитке. Это знаковое сочинение и для меня и  вообще для  советской и русской музыки. Поэтому время от времени его надо повторять.  Оно чрезвычайно интересное, мирового уровня. Но, мы сейчас занимаемся абонементами -  они уже поступят в продажу. В каждом есть изюминка.

А какие абонементы будут в следующем сезоне?

– «Золотая классика», «От барокко до модерна», «Кино и джаз» - очень востребованный абонемент. Потом детский появится. Очень любопытные сочинения и хорошие чтецы будут.

2 Александр Титов.jpg

Фото предоставлено пресс-службой СПб ГАСО

А какие произведения там  точно прозвучат?

– В детском, например, будут 4 концерта, посвященные мультфильмам Диснея, музыке из мультфильмов. И мы посмотрим, может к ней еще какая-то анимация будет или проекция.

А чтецы что там будут читать?

– Текст… (смеется). Ну, сказки, вероятно,  к этим мультфильмам. В частности, у нас будет детский абонемент «Сказки Пушкина». В нем «Сказка о рыбаке и рыбке» на музыку Черепнина, «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила». Четыре  концерта по Пушкину и  четыре - Диснееских. Полгода это, полгода – то. А для взрослых из нового прозвучит «концерто- гроссо»  Эшпая – совершенно великолепная музыка, почему то редко очень исполняемая.  Вообще Эшпай – один из лучших советских композиторов наряду  с Хренниковым, которого тоже редко почему-то играют, а он очень хороший. Там надо покопаться. Вот Книппер, например. Ведь столько авторов хороших, которых не просто незаслуженно забыли, а и не знают таких фамилий, хотя в свое время они были достаточно известны. Например, песню «Полюшко поле» слышали? Слышали. А кто написал немногие знают – Книппер. Это только один  пример.

Можно сказать, что  Вы  все-таки  продолжаете работать под девизом  оркестра, что он исполняет редко звучащую музыку. То есть, специально находите прекрасные, забытые произведения  и вновь знакомите с ними публику.

Еще раз поздравляю и желаю больше зрителей, тем более сейчас зал можно заполнять на 100 %.

– У нас так примерно и есть. Спасибо большое!

#спб гасо #оркестр #юбилей

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?